Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2013 года Дело N А60-1448/2013


[Исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело

по иску ООО "Уралойл" (ИНН 6606013496) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005), третьи лица: Администрация г. Екатеринбурга, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" об установлении кадастровой стоимости земельного участка

при участии в судебном заседании:

от истца Гунина Н.В., доверенность от 24.08.2012г., Муранов А.В., директор, решение N13 от 15.03.2012г.

от ответчика представитель не явился.

от Администрации г. Екатеринбурга: Жолобова А.А., доверенность от 21.12

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в суд с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0508092:10, общей площадью 6574 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в полосе отвода Екатеринбургской кольцевой автодороги - в районе Нижнеисетского питомника, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 7834900 руб., исходя из удельного показателя 1191 руб. 80 коп.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве, считает себя ненадлежащим ответчиком.

Третье лицо Администрация г. Екатеринбурга представила Отчет N43/3/Н13 ИП Василовских А.В. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0508092:10 , согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляет 16235000 руб., исходя из удельного показателя 2470руб. за 1 кв.м.

Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной в размере 16235000 руб.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0508092:10, общей площадью 6574 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в полосе отвода Екатеринбургской кольцевой автодороги - в районе Нижнеисетского питомника.

Как следует из кадастрового паспорта о кадастровой стоимости земельного участка от 12.12.2012, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 52398461 руб. 44 коп.

Указанная кадастровая стоимость установлена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области N695-ПП от 07.06.2011, которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.

Принимая во внимание:

- Отчет индивидуального предпринимателя Василовских А.В. от 18.03.2013 N46/3/Н13, составленный по заказу третьего лица, об оценке рыночной стоимости земельного участка кадастровым номером 66:41:0508092:10, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка на 01.01.2010 составляет 16235000 руб., исходя из удельного показателя 2470руб. за 1 кв.м.

- отсутствие возражений ответчика по вопросу о размере рыночной стоимости указанного выше земельного участка по состоянию на 01.01.2010, а также непредоставление других относимых доказательств об ином размере рыночной стоимости спорного земельного участка,

суд решил, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ.

- требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11).

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, при указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, а настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Довод управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по иску, судом отклонен на основании системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457, приказов Росреестра от 11.03.2010 NП/93, от 26.12.2011 NП/531.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

- перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

- для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

- объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации.

Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Действительно, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ "ФКП Росреестра" непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ "ФКП Росреестра" является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ "ФКП Росреестра" действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов (ст. 110АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0508092:10, общей площадью 6574 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в полосе отвода Екатеринбургской кольцевой автодороги - в районе Нижнеисетского питомника, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 16 235 000 (шестнадцать миллионов двести тридцать пять тысяч) руб., исходя из стоимости 2470 (две тысячи четыреста семьдесят) руб. за 1 кв.м.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.Ю.Григорьева