Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2013 года Дело N А60-1981/2013


[Исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Статус-М" (ИНН 6662122026) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005), третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от истца Леушин А.Г., доверенность от 21.08.2012г., Ратнер Б.А., доверенность от 21.08.2012г.

от ответчика представитель не явился, извещен.

от Администрации г. Екатеринбурга: Жолобова А.Ю., доверенность от 21.12.2012г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в суд с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505042:1, площадью 16000 кв.м., расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Походная, 81 установленную по состоянию на 01.01.2010г. равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 16032000 руб.

Ответчик представил отзыв, в котором указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком, а также ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие своего представителя.

Третье лицо Администрация г. Екатеринбурга представила заключение N13/3/Н13 от 19.03.2013г. ИП Василовских А.В. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505042:1, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляет 25345000 руб.

Администрация г. Екатеринбурга заявила ходатайство о назначении судебной экспертизы.

В судебном заседании 21.03.2013 г. объявлен перерыв до 22.03.2013г. до 11-00 для ознакомления судом с представленным экспертным заключением, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Администрация поддержала ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Ходатайство судом рассмотрено и с учетом мнения истца отклонено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Принимая во внимание:

- отчет N12-561 от 21.12.2012г. ООО Оценочная компания "Априори" об оценке рыночной стоимости принадлежащего ООО "Статус-М" на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером 66:41:0505042:1, площадью 16000 кв.м., расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Походная, 81 (свидетельство о государственной регистрации права 66АГ722340 от 29.05.2009г.)

- положительное заключение эксперта N 3077/99-12 от 24.12.2012г. Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" (в соответствии с отчетом и экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет размере 16032000 руб.)

- несоответствие существующей кадастровой стоимости земельного участка в размере 64605440 руб. (согласно кадастровому паспорту от 26.06.2012г.) рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г.

требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11).

При этом суд соглашается с оценкой рыночной стоимости, содержащейся в отчете, представленном истцом, поскольку соответствие этого отчета требованиям законодательства (в отличие от отчета, представленного Администрацией) подтверждено экспертным заключением.

Значительная разница при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505042:1 в отчете, представленном истцом и заключении эксперта третьего лица, возникла в результате того, что при применении сравнительного подхода для определения рыночной стоимости земельного участка оценщики взяли в качестве аналогов земельные участки разной площади.

Как указано на стр. 32 стр. заключения N13/3/Н13 от 19.03.2013г. ИП Василовских А.В. одним из основных факторов, влияющим на цену земель складского назначения, является общая площадь участка. При этом, как указывает оценщик, чем меньше участок, тем дороже цена его единицы при прочих равных условиях.

Аналогичный вывод содержится и в заключении, представленном истцом.

При расчёте рыночной стоимости земельного участка общей площадью 16000 кв.м оценщик третьего лица в качестве аналогов указал объекты площадью 22600 кв.м., 47860 кв.м. (в три раза превышает площадь спорного земельного участка), 6000 кв.м. (в три раза меньше площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505042:1), аналоги оценщика истца максимально приближены к площади оцениваемого земельного участка.

Стоимость земельного участка площадью 47000 кв.м. сразу дает скачок цены, т.к. стоимость квадратного метра превышает 2000 руб. Доводы третьего лица о том, что площадь участка не влияет на цену не соответствуют фактическим обстоятельствам и выводам экспертов, более того, в заключении оценщика третьего лица применяется поправка на масштаб (учитывается площадь участка).

Суд также считает необоснованное избрание в качестве аналога, выбранного экспертом третьего лица, земельного участка, находящегося в аренде и применение дополнительных поправок.

Суд отмечает и то, что при выборе аналогов два оценщика использовали одно и то же периодическое печатное издание, в связи с чем выбор объектов аналогов оценщиком третьего лица следует признать не обоснованным.

Кроме этого, третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора не вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в этом случае Администрация г. Екатеринбурга фактически заявляет самостоятельные требования. Соответствующее ходатайство (об изменении процессуального статуса) третьим лицом без самостоятельных требований не заявлено.

Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, при указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, а настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Довод управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по иску, судом отклонен на основании системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457, приказов Росреестра от 11.03.2010 NП/93, от 26.12.2011 NП/531.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

- перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

- для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

- объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации.

Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Действительно, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отдельные полномочия Росрестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ "ФКП Росреестра" непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ "ФКП Росреестра" является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ "ФКП Росреестра" действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов (ст. 110АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505042:1, площадью 16000 кв.м., расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Походная, 81, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 16 032 000 (шестнадцать миллионов тридцать две тысячи) руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.Ю.Григорьева