Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2013 года Дело N А60-1141/2013


[Исковые требования о признании недействительным решения удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, ри ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Рудковским, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эталон"

к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10)

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Чупикова А.С., представитель, доверенность от 11.01.2013, паспорт; Туров Ю.А., директор, паспорт;

от заинтересованного лица - Митичкин Г.Д., представитель, доверенность N 50 от 25.12.2012, удост. N 942.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Эталон" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования N41с/с от 16.11.2012г. Кроме того, заявитель просит обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) устранить допущенное нарушение путем принятия решения о принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования ООО "Эталон", а также взыскать с заинтересованного лица расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

С 30.07.2012г. по 30.08.2012 года Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) в отношении ООО "Эталон" была проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию.

По результатам проверки Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) составлен акт проверки N 240 "с/с" от 12.10.2012 года и принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования N41с/с от 16.11.2012г. в связи с выплатой пособия по беременности и родам Ватагиной М.В. в сумме 133339,82 рублей.

Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования N41с/с от 16.11.2012г. принято на основании выводов Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) о наличии формального характера трудовых отношений, заключенных не для целей выполнения работником трудовых функций по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности общества, а для целей незаконного получения денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Считая оспариваемое решение ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) неправомерным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя подлежащими обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из оспариваемого решения, заинтересованным лицом в ходе проверки установлено, что страхователь ООО "Эталон" представил документы, носящие противоречивый характер.

Ватагина Мария Владимировна принята на должность бухгалтера по расчетам с контрагентами (на условиях совместительства) в ООО "Эталон" с должностным окладом 3500 рублей за 3,5 месяца(107 календарных дней) до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам.

По данным ЛПУ ООО "Екатеринбургский Деловой Мир" Ватагина М.В. поставлена на учет по беременности 31.01.2009 года.

В индивидуальной карте беременной указано основное место работы - ООО "Майн"; место работы по совместительству - ООО "Эталон".

В штатном расписании ООО "Эталон" на 2009 год утверждены 9 единиц сотрудников, в том числе бухгалтер по расчетам с контрагентами. До приема на работу Ватагиной М.В. должность бухгалтера по расчетам с контрагентами была на пред¬приятии вакантна. Должностная инструкция бухгалтера по расчетам с контр¬агентами утверждена директором Туровым Ю.А. 01.03.2009 года (воскресе¬нье), что совпадает с датой приема на работу Ватагиной М.В. (на условиях сов¬местительства) на должность бухгалтера по расчетам с контрагентами.

Ватагина М.В. имеет высшее образование и согласно диплому о высшем образовании N ВСБ 0502656, выданному 23.06.2004г. ей присвоена квалификация "Культуролог, по специальности культурология".

Согласно записям в трудовой книжке, до трудоустройства в ООО "Эталон" стажа по специальности "бухгалтер" Ватагина Мария Владимировна не имела (с 15.03.2004г. по 01.11.2005г. работала в должности менеджера; перерыв в работе до 31.07.2007г; с 01.08.2007г. принята на должность управляющего в ООО "Майн").

В связи с изложенными обстоятельствами заинтересованным лицом сделан вывод о том, что необходимость в принятии Ватагиной Марии Владимировны на должность бухгалтера по расчетам с контрагентами в ООО "Эталон" отсутствовала.

Согласно официальной информации, полученной Фондом в рамках доку¬ментальной проверки МУ ЦГБ N 7, Ватагина М.В. в период с 27.02.2009 года по 11.03.2009 года проходила лечение в стационаре, а после выписки из стаци¬онара, продолжала амбулаторное лечение по 19.03.2009 года. Общий период нетрудоспособности составил 22 дня. На основании этих данных филиал считает, что Ватагина М.В. не могла быть трудоустроена в ООО "Эталон" 01.03.2009г. и осуществлять свои трудовые функции, в виду нахождения в стационаре, а затем на амбулаторном лечении.

Согласно п. 4.2.3. Трудового договора N 10 от 01.03.2009г., заключенного между Ватагиной М.В. и ООО "Эталон", в случае, если сотрудник не может выполнять свои должностные обязанности (по причине болезни, физического недомогания или несчастного случая), ему необходимо проинформировать об этом своего непосредственного работодателя. Впоследствии работник обязан предоставить работодателю документ (листок временной нетрудоспособности, справку), подтверждающий уважительные причины отсутствия. Согласно дан¬ным проверки ЛГГУ, листок нетрудоспособности выдан Ватагиной М.В. Муни¬ципальным учреждением "Центральная Городская Больница N 7" с 27.02.2009г. по 11.03.2009г. для предъявления по основному месту работы ООО "МАЙН". За период временной нетрудоспособности работнику не начисляется и не выплачивается заработная плата.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по времен¬ной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет в размере 80% от среднего заработка, однако отражение данного факта в табелях учета рабочего времени и расчете оплаты труда страхователем не произведено.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и рабо¬тодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (рабо¬ты по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым за¬конодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квали¬фикации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсаци¬онного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нор¬мальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подверг¬шихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного ха¬рактера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего ха¬рактера, премии и иные поощрительные выплаты).

Директором ООО "Эталон" Туровым Юрием Алексеевичем назначено денежное вознаграждение Ватагиной М.В. за качественное выполнение работы и добросовестный труд следующими приказами:

- Приказ N 9/1-п от 31.03.2009г. сумма вознаграждения 17500 рублей

- Приказ N 9/2-п от 30.04.2009г. сумма вознаграждения 17500 рублей

- Приказ N 9/3-п от 31.05.2009г. (воскресенье) сумма вознаграждения 46500 рублей

- Приказ N 9/4-п от 30.06.2009г. сумма вознаграждения 22142,82 рубля

Итого: сумма вознаграждения составила 103642,82 руб., что превышает должностной оклад в 7,4 раза (должностной оклад суммарно за 4 месяца составил 3500 рублей * 4 месяца = 14000 рублей).

В Положении "О премировании работников предприятия", утвержденному директором ООО "Эталон" Туровым Ю.А. от 09.12.2005г. в п. 2.8. "Порядок премирования" предусмотрено следующее:

-при выполнении условий и показателей премирования работникам предприятия выплачивается премия в размере, утвержденном работодателем по каждому сотруднику.

В трудовом договоре Ватагиной М.В. N 10 от 01.03.2009г. в п. 2.2 разд. 2 "Условия оплаты труда" предусмотрено:

-при добросовестном выполнении работником своих обязанностей ему выплачивается дополнительное ежемесячное премиальное вознаграждение в размере, определяемом работодателем по своему усмотрению, с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности последнего.

Таким образом, заработная плата Ватагиной М.В. для расчета пособия по беременности и родам составила:

март 2009 года - 21000 рублей за 31 календарный день

апрель 2009 года - 21000 рублей за 30 календарных дней

май 2009 года - 50000 рублей за 31 календарный день

итого: 92000 рублей за 92 календарных дня

среднедневная заработная плата составляет 1000 рублей.

Выплата заработной платы и пособия по обязательному социальному страхованию Ватагиной Марии Владимировне подтверждены платежными поручениями:

п/п N 97 от 07.04.2009г. перечислена зарплата за март 2009г. 18270 руб. п/п N 122 от 07.05.2009г. перечислена зарплата за апрель 2009г. 18270 руб.

п/п N 149 от 08.06.2009г. перечислена зарплата за май 2009г. 43500 руб. п/п N 165 от 02.07.2009г. перечислена зарплата за июнь 2009г. 20714, 52 руб.

п/п N 166 от 02.07.2009г. перечислено пособие по беременности и родам 133339,82 руб.

Заработная плата директора Турова Юрия Алексеевича на протяжении периода март-июнь 2009 года составляла 10000 рублей. Бухгалтеру по расче¬там с контрагентами (совместителю) уровень зарплаты (увеличение за счет премии) назначается в марте и апреле в 2 раза; в мае - в 5 раз превышающую оплату труда директора.

По данным бухгалтерской справки от 16.06.2009г. представленной организацией ООО "МАИН", среднемесячная зарплата по основному месту работы Ватагиной Марии Владимировны за период с 01.06.2008г. по 31.05.2009г. со¬ставила 12024,61 руб. Пособие по беременности и родам Ватагиной М.В. с 16.06.2009г. по 02.11.2009г. исчислено из расчета среднедневного заработка в размере 395,33 руб. и составило 55346,17 руб.

В соответствии с должностной инструкцией Ватагиной М.В. - бухгалте¬ру по расчетам с контрагентами, к ней, как к специалисту предъявляются высо¬кие требования. Однако Ватагина М.В. согласно трудовой книжке и копии ди¬плома не имела образования и опыта работы в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Страхователем ООО "Эталон" были представлены 4 докладные по сбору дебиторской задолженности с марта по июнь 2009г. содержание которых не является подтверждением фактического исполнения обязан¬ностей бухгалтера по расчетам с контрагентами.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. N 514 документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан, и подтверждающим их временное освобождение от работы является листок нетрудоспособности, выдаваемый в данном случае на период отпуска по беременности и родам.

В период проведе¬ния проверки, листок нетрудоспособности Ватагиной М.В. страхователем предоставлен не был. При рассмотрении материалов документальной выезд¬ной проверки директор ООО "Эталон" Туров Юрий Алексеевич пояснил, что листок нетрудоспособности Ватагиной М.В. был утерян и затем получен дубликат исполнительного листка нетрудоспособности, который был предъявлен заинтересованному лицу, что не оспорено в судебном заседании.

На основании указанных обстоятельств, Фонд социально¬го страхования пришел к выводу, что в отношении Ватагиной Марии Влади¬мировны имеет место преднамеренное трудоустройство. Действия предприя¬тия ООО "Эталон" направлены на необоснованное получение средств Фонда социального страхования РФ в виде пособия по беременности и родам путем создания искусственной ситуации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подпунктом 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

В силу Федерального закона от 19.05.1995 N81-ФЗ выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств фонда через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если в целях налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а в силу п.4 постановления N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и постановления N53 следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

В ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N165-ФЗ определено, что обеспечение по обязательному социальному страхованию - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.