Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2013 года Дело N А60-35181/2012


[В удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения налоговой службы об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дизель-Техника" (ИНН 6652022216)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N31 по Свердловской области

о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Е.Б. Бабичева, представитель, доверенность от 22.08.2012.

от заинтересованного лица - А.В. Чебаков, представитель, доверенность от 28.12.2012.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Дизель-Техника" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N31 по Свердловской области от 30.07.2012 об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.

Заинтересованным лицом представлен отзыв с возражениями по заявленным требованиям.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил:

23.07.2012 общество с ограниченной ответственностью "Дизель-Техника" обратилось в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N31 по Свердловской области с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией.

Согласно п. 1, ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были представлены документы:

- Заявление о ликвидации по форме Р16001 (по решению учредителей);

- Чек-ордер N 13 от 19.07.2012;

- Протокол N 5 от 07.06.2012;

- Ликвидационный баланс на 07.06.2012;

- Справка об отсутствии кредиторов;

- Копия публикации в журнале "Вестник государственной регистрации";

- Копия сообщения реорганизации (ликвидации);

- Справка N 482 от 07.12.2011.

Решением от 30.07.2012 Инспекцией отказано в государственной регистрации на основании непредставления определенных ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (часть 1); юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20 - 22 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ.

Положениями подп. "а" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (часть 1); порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.

В качестве основания для отказа в регистрации в оспариваемом решении Инспекции указано на непредставление обществом в регистрирующий орган ликвидационного баланса.

Как следует из материалов дела, с заявлением о государственной регистрации обществом представлен ликвидационный баланс, в котором содержались сведения о нераспределенной прибыли в размере 16341 тыс. руб. Налоговый орган считает, что наличие в балансе нераспределенной прибыли свидетельствует о том, что ликвидация общества не завершена, представленный ликвидационный баланс о завершении ликвидации содержит недостоверные сведения (считается не представленным), что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Согласно ч. 7 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок ликвидации юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С указанного момента прекращаются полномочия всех органов юридического лица, включая ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Статьей 58 Федерального закона от 08.08.1998 N14-ФЗ предусмотрен порядок распределения между участниками общества имущества ликвидируемого общества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами. Решение о распределении имущества принимается ликвидационной комиссией.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками производится в процессе ликвидации общества, до обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества правовая возможность принятия решения о распределении (передаче) оставшегося имущества общества будет утрачена, что может повлечь к нарушению имущественных прав участника общества.

Поскольку ликвидационный баланс по своему назначению должен отражать имущественное состояние ликвидируемого общества на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации, соответственно, в нем не должно содержаться информации о наличии нераспределенной прибыли.

Непредставление заявителем определенных Законом о регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).

Доводы заявителя о том, что распределение имущества общества в силу ст. 28 Федерального закона N14-ФЗ от 08.08.1998 является правом участников общества, судом отклоняются, поскольку не влияют на выводы суда о нарушении предусмотренного законом порядка ликвидации общества. Положения упомянутой статьи не вступают в противоречие со ст. 57, 58 Федерального закона N14-ФЗ, ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Л.В. Колосова