Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2013 года Дело N А60-38588/2012


[Исковые требования о взыскании денежных средств удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.В.Чукавиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вахмяниной А.А. рассмотрел дело NА60-38588/2012 по иску

Товарищества собственников жилья "Чапаева, 21" (ИНН 6671140790, ОГРН 1036604022652)

к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Министерству финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)

третьи лица: Администрация г. Екатеринбурга в лице Департамента финансов, Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере"

Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга

о взыскании 25995 руб. 10 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца - Межин С.Ю., представитель по доверенности от 13.08.2012;

от ответчиков:

от Министерства финансов СО - Андрюков А.С., представитель по доверенности N 3 от 10.01.2013 (копия доверенности приобщена к делу),

от Министерства финансов Российской Федерации - не явились, извещены;

от третьих лиц: от МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" - Кашлева Е.Н., представитель по доверенности N 14 от 09.01.2013(доверенность приобщена к материалам дела),

от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга - Пичугина Т.Н., представитель по доверенности N4354 от 04.09.2012г. (доверенность приобщена к материалам дела);

от Администрации г. Екатеринбурга в лице Департамента финансов - извещены, не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Товарищество собственников жилья "Чапаева, 21" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области о взыскании 25995 руб. 10 коп., а именно просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации убытки в размере 2219 руб. 98 коп., с Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области 23775 руб. 12 коп. - убытки, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по предоставлению коммунальных услуг.

Определением от 24.09.2012 названное исковое заявление в порядке ст.ст. 127, 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к производству Арбитражного суда Свердловской области, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация г. Екатеринбург в лице в лице Департамента финансов и Муниципальное учреждение "УЖКХ Ленинского района".

Определением от 18.01.2013 произведена замена третьего лица Муниципального учреждения "УЖКХ Ленинского района" на Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере".

По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено в порядке ст. 51 АПК РФ Территориальное управление социальной политики Министерства социальной политики по Ленинскому району.

В настоящем судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик - Министерство финансов Свердловской области - возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие у истца доказательств обращения в финансово-бюджетное управление в МО "Город Екатеринбург" с целью получения возмещения понесенных затрат. Кроме того, ответчик указывает, что является ненадлежащим ответчиком в рамках предъявленного иска, поскольку требования, перечисленные в ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предметом настоящего иска не являются. Отзыв ответчика приобщен в материалы дела.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - также возражает относительно удовлетворения исковых требования, исходя из следующего. Министерство финансов Российской Федерации указывает, что обязательства по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены Министерством финансов Российской Федерации и кассовое исполнение бюджета осуществлено на реализацию Федерального закона от 12.01.1995 "О ветеранах" на сумму 59987864,3 тыс. рублей. Таким образом, ответчик полагает, обязательство о порядке финансирования расходов ответчиком перед областным бюджетом в лице Министерство финансов Свердловской области выполнено. Отзыв ответчика приобщен в материалы дела.

В настоящее судебное заседание ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - явку в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица - МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" - согласно доводам которого заявка на финансирование льготников за 4 квартал 2009г., представленная истцом в материалы дела, соответствует сводной таблице по категориям льгот, списка граждан, имеющим право на предоставления льгот, сверенных с ТОИОГВ Свердловской области УСЗН Ленинского района г. Екатеринбурга. Третье лицо, заявило о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления настоящего искового заявления, ссылаясь на то, что началом течения срока является январь 2010г., однако иск подан 18.09.2012г.

В силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица - Администрация г. Екатеринбурга в лице Департамента финансов.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Товарищество собственников жилья "Чапаева, 21" (далее - "ТСЖ") создано решением общего собрания собственников жилого дома, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул. Чапаева, 21, и зарегистрировано 13.11.2003г.

В соответствии с пп. 2, 3 ч.1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья осуществляет расчет обязательных платежей по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

Содержание, ремонт, управление и эксплуатацию общего имущества дома, а также обеспечение предоставления коммунальных услуг осуществлялось ТСЖ по тарифам, утверждаемым Главой г. Екатеринбурга.

Между ТСЖ "Чапаева,21" и МУ "УЖКХ Ленинского р-на г.Екатеринбурга" ( в настоящее время Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере") заключено соглашение N 69 от 12.01.2009г. о порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств федерального и областного бюджетов, согласно которому ТСЖ предоставляет ежеквартальный отчет с предоставлением документов, подтверждающих факт оказания льгот и произведенных расходов (списки льготников с указанием ф.и.о. документа, устанавливающего право на льготу, адреса, размера льготы, начисленной суммы услуг и льгот в месяц), в срок до 1 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Списки должны быть сверены с Управлением социальной защиты населения Ленинского района (в настоящее время Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга). ТСЖ несет ответственность за достоверность указанных в отчете сведений (п.2 соглашения), а МУ "УЖКХ Ленинского р-на г. Екатеринбурга" производит проверку начисленных сумм льгот в соответствии с действующим законодательством и осуществляет финансирование на основании фактически произведенных расходов в пределах, не превышающих установленного объема средств для данного вида льгот, путем перечисления на расчетный счет ТСЖ (п.3 соглашения).

ТСЖ "Чапаева,21" были поданы в МУ "УЖКХ Ленинского р-на г. Екатеринбурга" соответствующие списки (сводные таблицы по категориям льгот) льготников с указанием подтверждающих льготы документов и суммы предоставленных льгот за 4 квартал 2009г.

Частично расходы ТСЖ "Чапаева,21" были возмещены, а именно:

- ветеранам боевых действий на сумму 3 329,97 рублей, оплачено 1109,99 рублей, задолженность 2 219,98 рублей (федеральный бюджет);

- ветеранам труда на сумму 24 357, 42 рублей, оплачено 8 119,14 рублей, задолженность 16 238,28 рублей (областной бюджет);

- многодетным семьям на сумму 11 305,26 рублей, оплачено 3 768,42 рублей, задолженность 7 536,84 рублей (областной бюджет).

В октябре 2011г. истец вновь обратился за выплатой фактически понесенных затрат в части невозмещенных сумм.

Администрация города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики письмом N 07.1-24/7 от 10.01.2012г. сообщила истцу, что требования о возмещении сумм компенсаций за 2009г. к организациям, осуществляющим финансирование и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в период до 01.01.2010г. подлежат разрешению в судебном порядке.

В 4 квартале 2009г. ТСЖ "Чапаева,21" были понесены расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки лицам, проживающих в доме 21 по ул. Чапаева, в г. Екатеринбурге и имеющим право на реализацию указанных мер социальной поддержки.

Услуги оказывались ТСЖ "Чапаева,21" льготным категориям населения, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на реализацию мер социальной поддержки. Услуги предоставлялись гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги, и оказывались ТСЖ "Чапаева,21" в установленном порядке в соответствии с утвержденными тарифами.

Спора между ТСЖ "Чапаева,21", МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" и Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга по спискам лиц, пользующихся мерами социальной поддержки, не имеется.

Сводная таблица по категориям льгот, список льготников по областному и федеральному регистру за 4 квартал 2009г. подписаны.

Кроме того, между сторонами подписан и акт сверки льготников за указанный период.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку убытки, возникшие у ТСЖ "Чапаева,21" в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, в размере, составившем согласно расчету истца 25995 руб. 10 коп. за 4 квартал 2009г. не были ему возмещены, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, ТСЖ "Чапаева,21" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Имеющимися в материалах дела документами подтверждено, что в результате предоставления истцом мер социальной поддержки в 4 квартале 2099г. истцом понесены не возмещенные ему убытки в сумме 25995 руб. 10 коп. Доказательств обратного в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).

Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Определены случаи предоставления субсидий, круг лиц, имеющих право на их получение, порядок предоставления субсидий, установления их размера, а также финансирования соответствующих расходов, понесенных в связи с предоставлением субсидий.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положениями п. 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, возникших в результате неисполнения публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ ТСЖ "Чапаева,21" предоставляло ветеранам боевых действий, ветеранам труда льготы в виде 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг. Статья 10 указанного закона устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.

Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.

При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Исходя из норм Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992г. N 431 для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Согласно ст. 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" N 190-03 от 25.11.2004г. к мерам социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, относятся освобождение нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, от 50 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, и от 50 процентов платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу ст. 1071 и п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган либо иной государственный орган, если это предусмотрено федеральными законами.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ расходы по обеспечению социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным льготам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.