Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 22 мая 2013 года Дело N А60-1302/2013


[Исковые требования об оспаривании решения, предписания и постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А.Хомяковой при ведении протокола помощником судьи О.А. Бенциановой рассмотрел в судебном заседании объединенное дело NА60-1302/2013

по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (ИНН 7708503727)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103)

об оспаривании решения, предписания и постановления о привлечении к административной ответственности,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Первая грузовая компания" (ОАО "ПГК"), ООО "ТранСИБ-Урал", Уральской транспортной прокуратуры и депутата А.Г. Альшевских.

В судебном заседании участвовали представители:

от заявителя - Ахметшин П.Р. (доверенность N 45/12-НЮ от 13.08.2012),

от заинтересованного лица - Крашенинников С.С. (доверенность от 24.09.2012), Смирнов Ю.Б. (доверенность от 05.07.2012,),

от третьего лица (ОАО "Первая грузовая компания") - Казанцева Е.А. (доверенность N 251 от 17.09.2012,),

Третьи лица: ООО "ТранСИБ-Урал"; Уральская транспортная прокуратура; А.Г. Альшевских в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Дело подлежит рассмотрению в отсутствие указанных третьих лиц на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ОАО "РЖД" просит признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 17 от 16.11.2012 г., а также просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания по делу N 78 от 09.09.2013.

Заинтересованное лицо представило отзыв, требования заявителя не признает, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Третье лицо ОАО "ПГК" поддерживает доводы заявителя.

Треть лицо ООО "ТранСИБ-Урал" также поддерживает доводы заявителя.

Третьи лица (Уральская транспортная прокуратура; А.Г. Альшевских) отзывы не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

При поступлении из государственных органов материалов, указывающих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело N 17, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 16.11.2012 г.

Указанным решением признан факт нарушения перевозчиком и владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД") в рамках деятельности его филиала - Центральной дирекции управления движением п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании дискриминационных условий участникам рынка железнодорожных перевозок путем заключения с отдельными лицами (ООО "ТранСИБ-Урал", ОАО "ПГК") договоров на оказание услуг по организации перевозок грузов, предусматривающих приоритетное отправление и пропуск их подвижного состава.

В соответствии с названным решением Управлением выдано предписание от 16.11.2012 г. о перечислении ОАО "РЖД" в рамках деятельности его филиала - Центральной дирекции управления движением в течение месяца со дня получения предписания, но не позднее 01 февраля 2013 года в федеральный бюджет дохода в размере 14788329 руб. 92 коп., полученного в результате нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Поскольку выявленное нарушение образует событие административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2012 г. и вынесено постановление от 09.01.2013 г., которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 868504 руб. 80 коп.

Заявитель, полагая, что указанные решение, предписание и постановление являются незаконными, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания ненормативного правового акта, решения и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов организаций и граждан.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

К указанным действиям согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 данного Закона относится и создание дискриминационных условий.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Железнодорожные перевозки в п. 1 ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, согласно п. 1 ст. 789 ГК РФ признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Под железнодорожным транспортом общего пользования в ч. 1 ст. 2 ФЗ от

10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) понимается производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; под перевозчиком - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, управомоченному на его получение лицу (получателю); под перевозочным процессом - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, согласно п. 1 ст. 789 ГК РФ публикуется в установленном порядке. Однако в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования роль такого перечня в настоящее время выполняет Реестр субъектов естественных монополий, который формируют и ведут согласно ст. 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий.

Приказом ФСТ РФ от 29.12.2004 N 435-т в указанный реестр включено ОАО "РЖД" в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Поскольку положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим и согласно п. 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220) не требует проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в отношении ОАО "РЖД" такой анализ не проводился.

Услуги по использованию инфраструктуры согласно ст. 50 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - Устав), п. 3 и п. 4 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 703, далее - Правила N 703) владелец инфраструктуры оказывает перевозчику на основании публичного договора об их оказании для осуществления разовой перевозки или неоднократных перевозок.

К данным услугам относятся следующие услуги:

а) предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда;

б) обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок (далее - железнодорожный подвижной состав перевозчика общего пользования), на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры;

в) управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций):

согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;

организация продвижения железнодорожного подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки;

диспетчерское управление перевозкой;

контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр);

обслуживание железнодорожного подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт) при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такой ремонт;

предоставление по обращению перевозчика информации о движении или месте нахождения железнодорожного подвижного состава перевозчика;

электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава па электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки;

проведение сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такие работы.

Заключение и исполнение договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры согласно пп. "а" и пп. "б" п. 14 Правил N 703 должны осуществляться с соблюдением требований об обеспечении непрерывности перевозочного процесса и равноправия перевозчиков независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона о железнодорожном транспорте доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчиками.

Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре согласно п. 3 и п. 4 Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 710, далее - Правила N 710) предусматривает обеспечение равных условий оказания услуг но использованию инфраструктуры перевозчикам независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры, а его обеспечение осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

б) обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

в) проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

г) доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования.

При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности установлена очередность, а при наличии нескольких запросов, относящихся к перевозкам одной очередности, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, их рассмотрение и согласование осуществляется владельцем инфраструктуры по мере их поступления (п. 6 Правил N 710).

При этом п. 11 Правил N 710 установлена обязанность владельца инфраструктуры вести реестр запросов, в котором фиксируются дата и время его поступления, а также его регистрационный номер. Отказ в регистрации, искажение сроков и очередности поступления запросов, а также их регистрационных номеров не допускаются.

Согласно п. 20 Правил N 703 возможность оказания перевозчику услуг по использованию инфраструктуры в конкретный период времени для осуществления перевозок грузов по территории РФ определяется владельцем инфраструктуры на основании разрабатываемого владельцем инфраструктуры графика движения поездов и с учетом данных об ограничениях пропускной способности инфраструктуры.

Информация об имеющихся в соответствии с графиком движения поездов технических и технологических возможностях инфраструктур предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчикам в режиме регулярных сообщений в местах приема запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры и может дополнительно предоставляться с использованием электронной или почтовой связи либо иным способом, предусмотренным соглашением сторон при условии возмещения соответствующих затрат (п. 9 Правил N 703 и п. 13 Правил N 710).

Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ООО "ТрансСиб-Урал" подписаны следующие договоры:

1. Договор по оказанию услуг по организации перевозок грузов от 01.07.2010 NД-21/10, согласно п. 1.1 которого Дирекция управления движением (структурное подразделение Свердловской железной дороги - Филиала ОАО "РЖД") принимает на себя обязательства по оказанию услуг по диспетчеризации перевозок строительных грузов в собственных и арендованных вагонах ООО "ТрансСиб-Урал" (парк Компании), в том числе:

-диспетчерское руководство,

- выдача приказов и направление телеграмм на организацию продвижения гружёных и порожних маршрутов парка Компании,

- контроль за продвижением гружёных и порожних маршрутов парка Компании, курсирующих между железнодорожными станциями Свердловской железной дороги.

Дирекция обязуется:

- осуществлять контроль за продвижением гружёных и порожних дорожных кольцевых маршрутов парка Компании в соответствии с календарным планом отгрузки строительных грузов дорожными кольцевыми маршрутами с щебёночных карьеров Свердловской дороги (п.3.2.1);

- проводить мероприятия, направленные на равномерное поступление и своевременную доставку до пункта назначения дорожных кольцевых маршрутов с учётом планируемого увеличения объемов завоза (п.3.2.2),

- принимать оперативные решения по ускорению продвижения дорожных кольцевых маршрутов в пределах Свердловской дороги парка компании с целью уменьшения нормативного оборота (п.3.2.3).

Срок действия договора - с 01.08.2010 до 31.12.2010. Общая стоимость услуг по договору составляет 2 273202,45 руб. (454640,49 руб./мес.);