Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2013 года Дело N А60-6285/2013


[Исковые требования о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Вакалюк рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алпан" (ИНН 7202094572, ОГРН 1027200875536)

к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019)

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: О.М. Пыжова, представитель по доверенности от 22.02.2013,

от заинтересованного лица: Е.Д. Бурба, представитель по доверенности N04-13/03505 от 14.02.2012.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении отзыва, ходатайство судом удовлетворено.

Ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства для проведения дополнительных мероприятий судом отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Алпан" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N4633 от 10.12.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне взысканных налогов, пени в общем размере 1050000 руб. 25 коп.

Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве, ссылаясь на истечение 3-х лет с момента образования данной переплаты.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Алпан" зарегистрировано в качестве юридического лица и до 26.04.2012 состояло на учете в ИФНС России по г.Тюмени N2, с 27.04.2012 ООО "Алпан" состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области.

ООО "Алпан" в июне 2012 года обратилось в налоговый орган с заявлением о получении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Как следует из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 26 июня 2012, у налогоплательщика имеется переплата по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 1050000 рулей 25 копеек.

ООО "Алпан" 07 июля 2012 обратилось в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области с заявлением о возврате НДС в общей сумме 1050000 руб. 25 коп.

Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области решением от 20.07.2012 N2677 отказала налогоплательщику в возврате (зачете) НДС и предложила пройти сверку начисленных и уплаченных сумм налогов в операционном зале.

После проведения сверки, как следует из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12 декабря 2012, установлено, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 1050000 рулей 25 копеек.

ООО "Алпан" 10 декабря 2012 вновь обратилось в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области с заявлением о возврате НДС в общей сумме 1050000 руб. 25 коп.

Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области принято решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 20.07.2012 N2677, которым налогоплательщику отказано в возврате налога.

Полагая, что оспариваемое решение является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Алпан" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Частью 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.

Как следует из п. 1 ст. 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

На основании п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В силу п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Если указанный срок налогоплательщиком пропущен, это не препятствует ему обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы налога, пени или штрафа в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, где он обязан доказать факт излишней уплаты указанной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности, установленные ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 08.11.2006 N 6219/06, а также в силу ст. 21, 78 и 79 Кодекса, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 Кодекса с учетом того, что такое исковое заявление, содержащее материально-правовое требование, должно быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности необходимо установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Как следует из извещения от 21.12.2011 N10177, копия которого имеется в материалах дела, ИФНС России по г.Тюмени N2 21.12.2011 вынесено решение N17484 о проведении зачета на сумму 1050000 руб. с КБК: 18210101012021000110 ОКАТО: 71401000000 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, налог на КБК: 18210301000011000110 ОКАТО: 71401000000 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, налог.

Из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12 декабря 2012 следует, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 1050000 рулей 25 копеек.

Факт наличия у общества излишне уплаченного налога (НДС) в общей сумме 1050000 руб. 25 коп. налоговым органом не оспаривается.

Что касается 3-х летнего срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, предусмотренного п. 8 ст. 78 НК РФ, суд учитывает следующее.

Как следует из материалов дела, общество узнало о наличии переплаты по налогам в июне 2012 года (справка N76694). Трехлетний срок со дня, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не истек. Доказательства обратного инспекция суду не представила.

Довод инспекции о том, что в результате осуществленных Инспекцией ФНС России по г.Тюмени N2 неправомерных и не соответствующих положений п.7 ст.78 НК РФ зачетов у налогоплательщика образовалась переплата по НДС в размере 1050000 рублей, судом отклонен, как не подтвержденный документально.

Довод налогового органа о том, что Инспекцией ФНС России по г.Тюмени N2 не передано регистрационное дело судом также отклонен по следующим основаниям.

Федеральная налоговая служба - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение) Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В соответствии с п. 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Нарушение порядка внутреннего документооборота, связанного со снятием налогоплательщика с учета в одной инспекции и постановкой в другой, не может лишать налогоплательщика прав, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе права на своевременный зачет переплаты по налогам в соответствии со ст. 78 Кодекса.

Таким образом, требование заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N4633 от 10.12.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне взысканных налогов в общем размере 1050000 руб. 25 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного суда Свердловской области с Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области надлежит взыскать в пользу заявителя государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченную им по чеку-ордеру от 25.02.2013.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N25 по Свердловской области N4633 от 10.12.2012 об отказе в осуществлении зачета (возврата). Обязать Межрайонную ИФНС России N25 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алпан".

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N25 по Свердловской области в пользу ООО "Алпан" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.Л.Дегонская