Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2013 года Дело N А60-6520/2013


[Исковые требования о признании недействительным ненормативного правового акта удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 07 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В.Гаврюшина при ведении протокола секретарем судебного заседания К.Д.Поповой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Свердловский областной медицинский колледж" в лице Ревдинского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "СОМК" (ИНН 6658041737, далее - Заявитель)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6627002270, далее - Заинтересованное лицо)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Г.В.Шаляева, представитель, доверенность от 29.03.2013 N5, предъявлен паспорт, И.А.Сабурова, представитель, доверенность от 27.03.201N4, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: И.М.Колпакова, представитель, доверенность от 28.08.2012 N05-23, предъявлено удостоверение.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.

Отводов суду не заявлено.

Заявитель в заседании суда заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство удовлетворено.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований) к Заинтересованному лицу о признании недействительным и отмене решения заинтересованного лица о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2012 N2070 в части размера штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, представило отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

Заинтересованным лицом проведена камеральная проверка уточненной декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной заявителем 03.05.2012.

Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 17.08.2012 N2426.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N30 по Свердловской области принято решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2012 N2070.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.11.2012 N1291/12 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Полагая, что оспариваемое решение не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу ст. 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, при этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу ст. 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N1347-ПП.

Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, для целей налогообложения и иных целей.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП, Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N1347-ПП признано утратившим силу.

Кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих заявителю, Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП снижена, соответственно снижена и налогооблагаемая база.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N165-О-О указано, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390, п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП (в редакции, действующей с июня 2012 года) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, в связи с чем оно подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода (ст. 5 Кодекса).

При таких обстоятельствах при расчете заявителем земельного налога в отношении спорных земельных участков подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N1347-ПП.

Однако Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП в редакции, действовавшей до июня 2012 года, предусматривало, что кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2010, в том числе для целей налогообложения, то есть Постановление имело обратное действие.

В силу п. 1 ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным органом по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В письмах от 10.03.2011 N03-05-04-02/20 и от 12.09.2011 N03-05-05-02/46 Министерство Финансов Российской Федерации (его структурное подразделение) разъяснило, в том числе по Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП, что при утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика, а в случае, если вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель ухудшают положение налогоплательщика, то вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются с нового налогового периода.

В соответствии подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаётся, в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Декларация по земельному налогу подана заявителем до внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N695-ПП, то есть заявитель руководствовался указанными разъяснениями Министерства Финансов Российской Федерации, следовательно, по мнению суда, ему неправомерно начислена сумма штрафа.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (п. 14 ст. 101 Кодекса), по мнению суда, заинтересованным лицом не допущено.

При данных обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным решения заинтересованного лица о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2012 N2070 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Требования Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Свердловский областной медицинский колледж" в лице Ревдинского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Свердловский областной медицинский колледж" (ИНН 6658041737) удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2012 N2070.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья О.В.Гаврюшин