Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2013 года Дело N А60-7247/2013


[Исковые требования об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельных участков удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А.Кухаровой, рассмотрел дело NА60-7247/2013 по иску ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "Палникс" к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, третьи лица: МБУ "Екатеринбургское лесничество", Департамент лесного хозяйства Свердловской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельных участков,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Крупина М.С., доверенность от 01.10.2010г., Николаев А.В., доверенность от 14.01.2013г.,

от заинтересованного лица: Лебедева В.С., доверенность от 22.05.2013г.

от третьего лица: Метелев Д.В., доверенность от 17.06.2013г., Бусыгина С.В., доверенность от 15.01.2013г., Дружинина Е.А., доверенность от 16.01.2013г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Администрации города Екатеринбурга об отказе в предоставлении по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в аренду на 10 лет земельных участков под строительство и последующую эксплуатацию объектов: гольф-клуба, гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра, гаража с автостоянкой, административного здания с хозяйственным блоком, распложенных в границах территории ограниченной ориентирами Чусовской тракт -коллективный суд "Черемушки"- коллективный сад "Серебряный родник" - коттеджный поселок "Палникс" до вывода земель из состава городских лесов, изложенное в письме Главархитектуры Администрации г Екатеринбурга от 28.12.2012г. Просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу постановления о предварительном согласовании мест размещения соответствующих объектов.

Администрация города Екатеринбурга представила отзыв, в котором указала, что спорные участки являются не земельными, а лесными, в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, в связи с чем лесные участки не могут быть представлены для размещения объектов капитального строительства.

Определением от 23 мая 2013 г. суд привлек Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в качестве заинтересованного лица.

Министерство по управлению государственным имуществом по Свердловской области представило отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласно.

ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "Палникс" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований: просит обязать МУГИСО устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения постановление о предварительном согласовании места размещения гольф-клуба, гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра, гаража с автостоянкой и административного здания с хозяйственным блоком.

Ходатайство судом принято.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Между Администрацией города Екатеринбурга и ООО "ПКФ "Палникс" заключено соглашение N 1 от 26.12.2007 г., в соответствии с которым Администрация обязуется предоставить обществу в аренду земельные участки общей площадью 300 000 кв.м. из категории "земли населенных пунктов" в районе 4 км Чусовского тракта для создания физкультурно-оздоровительной зоны и зоны отдыха.

Согласно п.1 соглашения, границы земельных участков определяются согласно проекту планировки и проекту межевания, утвержденным Ответчиком.

Пунктом 5.2 соглашения утвержден проект планировки и проект межевания территории, указанной в п.1 Соглашения.

В силу п.3 Соглашения, земельные участки предоставляются Заявителю в порядке п.п.2 п.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы г. Екатеринбурга от 28.10.2008 N 4765 назначены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебряный родник" - коттеджный поселок "Палникс".

Постановлением главы г. Екатеринбурга от 05.06.2009 N 2241 с учетом протокола публичных слушаний от 19.12.2008 и заключения о результатах публичных слушаний утверждены основная часть проекта планировки территории, проект межевания территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебряный родник" - коттеджный поселок "Палникс".

В приложении N73 к постановлению от 05.06.2009г. N 2241 - проекте межевания территории с экспликацией зданий и сооружений предусмотрено размещение на указанной территории гольф-клуба, гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра, гаража с автостоянкой, административного здания с хозяйственным блоком.

Подготовлены и утверждены схемы расположения земельных участков N10873202, площадью 96882,52 кв.м., N10873205, площадью 39870,38 кв.м., N10873206, площадью 15881,22 кв.м ., N10873207, площадью 8802,85 кв.м., N10873208, площадью 11586,38 кв.м.на кадастровом плане.

Заявитель обратился к ответчику с заявлениями от 01.09.2009г. N 4048, N1049,от 15.09.2009г. N 4078, N 4080, N 4081 о предоставлении в аренду на 10 лет земельных участков, расположенных на территории, ограниченной ориентирами: Чусовской тракт - коллективный сад "Черемушки" - коллективный сад "Серебряный родник" - коттеджный поселок "Палникс", под строительство гольф-клуба, гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра, гаража с автостоянкой, административного здания с хозяйственным блоком.

Администрацией г. Екатеринбурга по заявлениям общества приняты положительные решения от 29.06.2011г., 30.06.2011г.

Письмом от 14.12.2012г. исх. N 6674 ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "Палникс" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с просьбой предоставить по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в аренду на 10 лет земельные участки, распложенные в границах территории ограниченной ориентирами Чусовской тракт -коллективный суд "Черемушки"- коллективный сад "Серебряный родник" - коттеджный поселок "Палникс":

земельный участок в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009г. N10873202, площадью 96882,52 кв.м., для строительства и последующей эксплуатации по гольф-клуба, поля для гольфа;

земельный участок в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009г. N10873205, площадью 39870,38 кв.м., для строительства и последующей эксплуатации гостиничного комплекса,

земельный участок в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009г. N10873206, площадью 15881,22 кв.м., для строительства и последующей эксплуатации торгово-развлекательного центра,

земельный участок в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009г. N10873207, площадью 8802,85 кв.м., для строительства и последующей эксплуатации гаража с автостоянкой,

земельный участок в границах, указанных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане от 30.06.2009г. N10873208, площадью 11586,38 кв.м., для строительства и последующей эксплуатации административного здания с хозяйственным блоком.

В ответ на обращение письмом от 28.12.2012г. Администрацией города Екатеринбурга принято решение, согласно которому ЗАО "ПКФ "Палникс" было извещено, что испрашиваемые земельный участки входят в состав городских лесов и что решение о выводе земельных участков, предоставляемых под застройку из состава городских лесов будет принято после проведения работ по подбору земельных участков для возмещения потери леса.

Полагая, что данное решение Администрации города Екатеринбурга является незаконным, нарушает права и законные интересы ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "Палникс", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ст. 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент первого обращения общества с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 5 той же статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Пунктом 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с п. 6 той же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела, согласно постановлению Администрации города Екатеринбурга от 05.06.09 N 2241 утвержден проект межевания территории, на котором находятся участки, а также проект границ спорных участков, что подтверждается, в частности, схемами расположения земельных участков на кадастровом плане N10873202, площадью 96882,52 кв.м., N10873205, площадью 39870,38 кв.м., N10873206, площадью 15881,22 кв.м ., N10873207, площадью 8802,85 кв.м., N10873208, площадью 11586,38 кв.м.на кадастровом плане.

Кроме того, вопрос о строительстве гольф-клуба, гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра, гаража с автостоянкой, административного здания с хозяйственным блоком на участках и соответственно, о согласовании выбора участков, был положительно решен Администрацией города Екатеринбурга, что подтверждается письмами N21-01/8073 от 29.06.2011г., N21-01/8074 от 29.06.2011г., N21-01/8075 от 29.06.2011г., N21-01/8110 от 30.06.2011г., N21-01/8111 от 30.06.2011г.

Соответственно, по участкам были выполнены процедуры, предусмотренные п.2 ст.31 ЗК РФ и суд не усматривает оснований для отказа в принятии постановления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.п.1 п.5 ст.30 ЗК РФ).

Администрация города Екатеринбурга указала, что на спорных земельных участках расположены городские леса, что исключает предоставление земельных участков для строительства. В подтверждение данного довода заинтересованное лицо ссылается на акт приема-передачи от 28.03.2005г., выкопировку из лесоустроительного планшета и таксационное описание лесов, а также письмо муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургское лесничество" от 05.04.2013г. о том, что земельные участки входят в состав городских лесов, в лесных кварталах 40,41 по материалам лесоустройства 2009г.

Как следует из п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Кодекса).

Довод Администрации города Екатеринбурга о том, что земельные участки расположены в городских лесах, материалами дела не подтвержден.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В материалах дела отсутствуют доказательства проведения в отношении спорных земельных участков лесоустройства, подготовки соответствующей проектной документации и постановки лесных участков на государственный кадастровый учет.

В силу п. 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков осуществляется утверждение лесохозяйственных регламентов.

Поскольку лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, а также обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (п. 1, ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации), несмотря на временный характер, данный акт является обязательным для неопределенного круга лиц

Из положений ст. 49, 53 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" следует, что нормативно-правовые акты от имени Администрации г. Екатеринбурга принимает глава Екатеринбурга; нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном Главой Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.

Лесохозяйственный регламент в материалы дела не представлен, невозможно определить, относится ли к указанному лесохозяйственному регламенту представленная ответчиком карта-схема. Письма муниципального бюджетного учреждения "Екатеринбургское лесничество" не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к городским лесам. Кроме этого ответчиком не представлена информация о точном местоположении участков, отсутствуют сведения об их координатах, не представлены доказательства, подтверждающих установление границ участков.

В соответствии с . 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 54-3 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и Соглашением между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием "город Екатеринбург" от 17 мая 2007 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий.