• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2013 года Дело N А60-7502/2013


[Исковые требования о взыскании денежных средств в качестве убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.А.Пономаревой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.М. Захаренко, рассмотрел в судебном заседании дело NА60-7502/2013 по иску индивидуального предпринимателя Савченко Василия Петровича (ИНН 661505030980) (далее по тексту - истец)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов (ИНН 7710168360) (далее по тексту - ответчик), Свердловской области в лице Министерства финансов по Свердловской области (ИНН 6661004608) (далее по тексту - соответчик),

3-и лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, Управление социальной защиты населения Министерства социальной политики Свердловской области по городу Качканару, ООО "Трансфер", ООО "Агросервис", индивидуальный предприниматель Чудинов Никита Сергеевич,

о взыскании убытков в сумме 1 011 490 рублей,

при участии в заседании:

от истца - Савченко А.В. - представитель по доверенности без номера от 28.02.2013г., предъявлен паспорт;

от соответчика - Министерства финансов Свердловской области - Андрюков А.С. - представитель по доверенности N 3 от 10.01.2013г., предъявлен паспорт;

от Министерства социальной политики СО - Ястемских К.П. - представитель по доверенности N 07-03-02 от 09.10.2013г., предъявлен паспорт;

от Управлению по социальной политике по г.Качканару - Быкова Ю.Е. - представитель по доверенности N 3 от 09.01.2013г., предъявлен паспорт.

Представители ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, 3-их лиц в заседание суда не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте заседания на сайте суда.

Объявлен состав суда. Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право отвода суду. Отводов составу суда не заявлено.

Представитель Министерства финансов Свердловской области ходатайствует о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства социальной политики. Данное ходатайство судом отклонено в связи с отсутствием оснований.

Других ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Истец просит взыскать 1 011 490 рублей, в том числе с ответчика - 424 000 рубля и с соответчика - 587 490 рублей, в качестве убытков, понесенных в период с марта 2010 года по сентябрь 2011 года в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан на территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования междугородных маршрутов, а также 23 114 рублей 90 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - отзыв по иску не представило.

Соответчик отзыв по иску представил, требования истца отклоняет со ссылкой на тот факт, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области в отзыве на иск считает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку истец осуществлял свою деятельность в 2010 - 2011 годах не имея законных оснований, а именно при отсутствии утвержденного паспорта маршрута, выданного уполномоченным органом.

Министерство социальной политики Свердловской области отзыв на иск представило, ссылается на отсутствие оснований для возмещения расходов истца, связанных с предоставлением бесплатного проезда в 2010 - 2011 годах, так как: истцом договоры с территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере зашиты населения не заключались, списки граждан, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, не предоставлялись; истец не включен в перечень организаций автомобильного транспорта, предоставляющих меру социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Управление социальной защиты населения Министерства социальной политики Свердловской области по городу Качканару представило пояснения по иску, согласно которым в результате проверки представленных истцом документов подтверждено право на бесплатный проезд на территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородних маршрутов 2 859 человек на общую сумму 1 001 200 рублей, в том числе областные категории льготников 1 664 человека на сумму 583 020 рублей (ветераны труда 1 579 человек на сумму 552 960 рублей, труженики тыла 30 человек на сумму 10 760 рублей, лица реабилитированные 33 человека на сумму 11 710 рублей, дети из многодетных семей 22 человека на сумму 7 590 рублей), федеральные категории льготников 1 185 человек на общую сумму 418 180 рублей. При этом исключены 24 человека (30 поездок) на сумму 10 290 рублей, в том числе областные категории льготников 11 человек (13 поездок) на сумму 4 470 рублей, федеральные льготники 13 человек (17 поездок) на сумме 5 820 рублей.

Согласно пояснениям Управление социальной защиты населения Министерства социальной политики Свердловской области по городу Качканару, представленным в судебное заседание 13.06.2013г., Баландин Николай Алексеевич 22.05.1960года рождения, являющийся пенсионером "по выслуге лет" (пенсионер МВД) не имеет права на льготный проезд как ветеран труда, не достигший возраста, дающего право для назначения пенсии по старости (ст.11 Закона Свердловской области от 25.11.2004г. N 190-ОЗ (в редакции от 27.02.2013г.) "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2011г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, соответчика и 3-их лиц, арбитражный суд установил:

Истец - Савченко В.П. - является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования (автобусом) междугородных маршрутов по территории Свердловской области на платной основе по маршруту N 819 (г.Качканар - г. Екатеринбург (Северный автовокзал), (лицензия АСС-66-000745 от 25.12.2009г., действующая до 21.04.2015г.).

В период с марта 2010 года по сентябрь 2011 года при осуществлении перевозок в соответствии с требованиями законодательства истец предоставлял отдельным категориям пассажиров льготы, установленные федеральным и региональным законодательством, на бесплатный проезд по территории Свердловской области за счет Российской Федерации и за счет Свердловской области.

Истцу, осуществляющему перевозку пассажиров, не были возмещены расходы, связанные с доставлением бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования междугородных маршрутов.

Общая сумма убытков истца, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан, за период с марта 2010 года по сентябрь 2011 года, составила по расчетам истца 1 011 490 рублей, в том числе по льготам, которые, должны финансироваться из федерального бюджета - 424 000 рублей, по льготам, которые должны финансироваться из бюджета Свердловской области - 587 490 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением.

Всесторонне исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, суд считает требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в сумме 1 010 760 рублей, в том числе с ответчика - 423 270 рублей, с соответчика - 587 490 рублей в связи со следующим.

В соответствии с п.5 ст.790 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиях государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Исключив Федеральным законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06г. N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.09г. N2992/09).

Таким образом, осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами о бюджете Российской Федерации на соответствующие годы.

Финансирование льгот по проезду федеральных льготных пассажиров относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а финансирование льгот по проезду региональных и муниципальных льготных пассажиров к расходным обязательствам Свердловской области.

Во исполнение предписаний ФЗ РФ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, которыми Российской Федерацией были переданы полномочия Субъектам РФ, Правительство Свердловской области приняло Постановление от 30.12.2008г. N 1425-ПП о предоставлении меры социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991г., "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г., "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г., "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" N 175-ФЗ от 26.11.1998 г.

Во исполнение Постановлений Правительства Свердловской области от 30.12.2008г. N1423-1111, N424-ПП, N1425-nn ООО "Трансфер", ООО "Агросервис", индивидуальный предприниматель Чудинов Н.С. (Северный автовокзал) в 2010 - 2011 годах заключены договоры с истцом, в соответствии с которыми перевозчик осуществляет перевозку пассажиров и багажа собственными силами.

Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, пункт 3 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше договоров Автовокзал ведет учет реализованных льготных билетов для предоставления данных о количестве лиц, пользующихся правом бесплатного проезда и суммах выпадающих доходов.

Списки льготных билетов, реализованных на рейс N 819 "г. Екатеринбург - г. Качканар" в период с марта 2010 года по сентябрь 2011 года , перевозчиком которых являлся истец , представлены в материалы дела. Указанные списки являются персонифицированными (фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год) пассажира, категория льгот, номер документа, дающего право на меры социальной поддержки, кем выдан документ, дата выдачи билета (число, месяц, год), время выдачи билета, дата отправления, время отправления, номер маршрута, пункт отправления, пункт назначения, серия и номер билета, сумма (стоимость билета)).

При этом вышеназванные списки формировались по отдельности, исходя из категорий льготников, федеральные льготники (финансирование льгот по проезду относится к расходным обязательствам Российской Федерации) и региональные льготники (финансирование льгот по проезду относится к расходным обязательствам Свердловской области).

В ежемесячных списках выдаваемых Северным автовокзалом был произведен подсчет количества пассажиров по льготным категориям, а также подсчитаны суммы выпадающих доходов истца в связи с предоставлением льгот по бесплатному проезду.

Кроме ежемесячных списков Северный автовокзал предоставлял истцу ежемесячно "Справки о приобретении билетов на бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов отдельным категориям граждан через Северный автовокзал" в которых были отражены итоговые сведения о количестве выданных льготных билетов для бесплатного проезда, с указанием на федеральные и региональные нормативно-правовые акты, установившие категорию граждан имеющих льготы, а также итоговую сумму выпадающих доходов.

Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Качканару в материалы дела представлена справка, в которой Управление подтверждает право на бесплатный проезд льготникам, согласно представленных истцом списков.

Судом приняты возражения Управления Согласно пояснениям Управление социальной защиты населения Министерства социальной политики Свердловской области по городу Качканару, об отсутствии права на бесплатный проезд у Баландина Николая Алексеевича 22.05.1960года рождения (сумма 730 рублей - "федеральный льготник"), являющегося пенсионером "по выслуге лет" (пенсионер МВД), поскольку данное лица не имеет права на льготный проезд как ветеран труда, не достигший возраста, дающего право для назначения пенсии по старости (ст.11 Закона Свердловской области от 25.11.2004г. N 190-ОЗ (в редакции от 27.02.2013г.) "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2011г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В отношении остальных льготников, по которым возникли у Управления сомнения, возражения судом не принимаются, поскольку не опровергнуты иными доказательствами.

Все показатели расчета убытков истца подтверждены материалами дела.

В соответствии со статьей 65 процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Однако ни Министерство финансов Российской Федерации, ни Министерство финансов Свердловской области не представило доказательств возмещения расходов истца в полном объеме.

Возражения ответчиков относительно доводов об отсутствие договора, отсутствие в специальном перечне организаций, не соблюдения заявительного порядка, судом не принимается, поскольку наличие либо отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме, так как перевозка льготных пассажиров, произведена истцом в интересах публично-правовых образований, в частности, - Российской Федерации и Свердловской области.

В силу статьи 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом - отсутствие противоправного деяния.

Возражения Министерства финансов Свердловской области относительно привлечения его как ненадлежащего ответчика не соответствуют гл.1 положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением правительства Свердловской области N 1524-ПП от 18.10.2010г.

Таким образом, предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом, а именно перевозка федеральных льготных пассажиров, финансирование льгот, которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, истцу причинены убытки на сумму 423 270 рублей, которые подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, перевозка региональных льготных пассажиров, финансирование льгот, которых относится к расходным обязательствам Свердловской области, истцу причинены убытки на сумму 587 490 рублей, которые подлежат взысканию со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области.

В удовлетворении остальной части иска следует отказать.

В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в пользу истца взыскивается государственная пошлина в сумме: с ответчика - 9 687 рублей 39 копеек, с соответчика - 13 114 рублей 90 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить частично.

2. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны в пользу индивидуального предпринимателя Савченко Василия Петровича убытки в сумме 423 270 рублей, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 9 687 рублей 39 копеек.

Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет средств казны убытки в сумме 587 490 рублей, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 13 114 рублей 90 копеек.

3. В удовлетворении остальной части иска отказать.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья О.А.Пономарева

Номер документа: А60-7502/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 24 июня 2013

Поиск в тексте