Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 4 июня 2013 года Дело N А60-8616/2013


[Исковые требования о признании незаконным решения удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 04 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н.Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А.Кирьяк (до перерыва), секретарем судебного заседания В.В.Плакатиной (после перерыва) рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО "Территориальная генерирующая компания N9" (ОАО "ТГК-9")(ИНН 5904119383)

к Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области(ИНН 6658065103)

с участием третьего лица: ООО "Урал"

о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании

от заявителя: Горбушина С.А., представитель по доверенности от 08.05.2013 г., паспорт; Бурдина Т.Б., представитель по доверенности от 06.05.2013 г., паспорт;

от заинтересованного лица: Куценко Т.С., главный специалист-эксперт, доверенность от 22.02.2013 г., служебное удостоверение; Котельников Д.А., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 01.03.2013 г., служебное удостоверение.

Третье лицо в судебное заседание не явилось. Доказательства надлежащего уведомления третьего лица о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, имеются.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заявитель представил письменные пояснения к заявлению с приложенной к ним копией протокола ЦЗО от 13.12.2012 г. Заинтересованное лицо представило отзыв, копии материалов проверки.

Представленные заявителем и заинтересованным лицом документы приобщены судом к материалам дела.

ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК-9", заявитель) просит признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее -УФАС по Свердловской области, заинтересованное лицо) N91-А от 14.01.2013г. В обоснование заявленных требований ОАО "ТГК-9" ссылается на отсутствие нарушения в действиях общества, а также на неподведомственность поданной ООО "Урал" жалобы антимонопольному органу.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении требований отказать, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Третье лицо согласно представленному отзыву поддерживает позицию антимонопольного органа.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участвующих в нем лиц, суд установил:

УФАС по Свердловской области по результатам рассмотрения заявления ООО "Урал" о необоснованном отклонении предложения общества, поданного ОАО "ТГК-9" в процедуре проводимого последним открытого запроса предложений на право заключения договора на возмездное оказание услуг пожарной охраны для нужд Нижнетуринской ГРЭС Свердловского филиала ОАО "ТГК-9", приняло решение N 91-А от 14.01.2013 г., которым признало жалобу ООО "Урал" обоснованной, а в действиях организатора торгов в лице ОАО "ТГК-9", его комиссии установило нарушение п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, п.п. 4.8.2.4.2, 4.8.2.4.4 Положения о закупке. Решением предусмотрена выдача ОАО "ТГК-9" предписания об устранении нарушений.

Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "ТГК-9" обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, определяющей правовую основу закупки товаров, работ, услуг, к ней отнесены Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ними и утвержденные с учетом положений части 3 настоящей статьи правовые акты, регламентирующие правила закупки (далее - положение о закупке) (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках, предусматривающей требования к информационному обеспечению закупки, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 отмеченной статьи при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 6 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Частью 10 отмеченной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона).

В силу части 4 статьи 8 Закона о закупках, предусматривающей порядок вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5-8 настоящей статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Согласно части 5 отмеченной статьи заказчик, созданный после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждает в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока таким заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

Таким образом, приведенными выше нормами Закона о закупках установлено, что каждое юридическое лицо, на которое распространяется действие Закона, обязано утвердить положение о закупке, разместить это положение, а также вносимые в него изменения, иную предусмотренную Законом информацию о закупке на официальном сайте в сети "Интернет". Из Закона следует также, что если юридическое лицо, на которое распространяется действие Закона, не разместило в установленном Законом порядке утвержденное положение о закупке, то до выполнения этой обязанности оно обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. Приведенной выше частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено также, что документация о закупке должна содержать перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Частью 9 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Помимо судебного порядка защиты прав участника частью 10 отмеченной статьи предусмотрен административный порядок: участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2)предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, Законом о закупках предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для обращения участников закупки с жалобами на действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган. К таким основаниям относятся неисполнение заказчиками приведенных выше требований части 5 статьи 4 Закона об информационном обеспечении закупки; истребование у участников документов, не предусмотренных документацией о закупке в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона; неприменение участниками закупки положений Федерального закона N 94-ФЗ при отсутствии утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке.

Рассмотрение жалоб, поданных по иным основаниям, не отнесено Законом о закупках к компетенции антимонопольного органа.

Как видно из материалов дела, в жалобе ООО "Урал" на действия заказчика, ОАО "ТГК-9", не указывалось на наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона о закупках. ООО "Урал" указывало на то, что его предложение отвечало всем требованиям документации о закупке, однако необоснованно было отклонено.

Оспариваемым решением антимонопольного органа фактически установлено, что в документации о закупке не содержалось полного объема необходимых сведений о количестве и технических характеристиках оборудования, спецтехники, инструментов и материалов, а также о количестве и уровне квалификации необходимого для оказания услуги персонала.

При таких обстоятельствах, по мнению антимонопольного органа, у заявителя отсутствовали четкие критерии для оценки поданных заявок, в связи с чем отклонение заявки ООО "Урал" было признано незаконным.

Таким образом, заинтересованным лицом в ходе проверки по жалобе не установлено тех обстоятельств, которые перечислены в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, а, следовательно, не имелось оснований для рассмотрения жалобы и принятия решения. Ссылка антимонопольного органа на то, что жалоба рассматривалась на основании п. 2 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, по мнению суда, является необоснованной, поскольку фактов истребования заказчиком в ходе проведения процедуры закупки каких-либо документов, не предусмотренных документацией о закупках, не выявлено.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 91-А от 14.01.2013 г.

3.В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН 5904119383) 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Г.Н.Подгорнова