Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 2013 года Дело N А60-8708/2013


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании привлечения к административной ответственности отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 21 мая 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Уральского банка

к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области

об оспаривании привлечения к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - А.В. Хуснулина, представитель, доверенность от 08.11.2010.

от заинтересованного лица - И.А. Маликова, представитель, доверенность от 19.06.2012; В.В. Мякишев, представитель, доверенность от 10.12.2012.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Уральского банка обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области N75-13-Ю/0001/3110 от 27.02.2013 о назначении административного наказания.

Заинтересованное лицо возражает по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд  установил:

Главным управлением Банка России по Свердловской области 27.02.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания N75-13-Ю/0001/3110 за совершение открытым акционерным обществом "Сбербанк России" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в нарушении срока представления информации в уполномоченный орган (Росфинмониторинг), в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Уральского банка обратилось с заявлением в арбитражный суд.

П. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по таким операциям, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В силу п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на кредитную организацию возложена обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней со дня совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с п. 1 и абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона N115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, а по своему характеру данная операция относится к операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Таким образом, сообщения по указанным операциям следовало направить в Росфинмониторинг в обязательном порядке в силу Федерального закона N115-ФЗ.

Нарушение срока направления сведений в уполномоченный орган по 4 операциям, подлежащим обязательному контролю, составило от 43 до 90 рабочих дней, что свидетельствует о продолжительном невыполнении публично-правовой обязанности предоставить сведения об указанных операциях в Росфинмониторинг.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина юридического лица определяется в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующим образом: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность п. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не оспаривая факт совершения правонарушения и свою вину в его совершении, заявитель просит применить положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для применения положений о малозначительности правонарушения.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В данном случае правонарушение является формальным и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, формальный - нарушение требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отсутствие причинения существенной угрозы государственным и общественным интересам не означает, что совершенное заявителем правонарушение можно оценить как малозначительное.

Оснований для изменения меры административной ответственности (вида наказания штрафа на предупреждение) у суда не имеется, поскольку за аналогичное правонарушение заявитель привлекается не впервые.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности при составлении протокола и постановления об административном правонарушении, которые составлены в присутствии представителя заявителя, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Уральского банка отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В.Колосова