Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2013 года Дело N А60-8720/2013


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании постановления о назначении административного наказания отказать]
(Извлечение)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л.Дегонской рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Уральского банка (далее - заявитель)

к Центральному банку России в лице ГУ Банка России по Свердловской области, ИНН 7702235133 (далее - заинтересованное лицо)

об оспаривании постановления N65-13-Ю/0005/3110 от 28.02.2013 о назначении административного наказания.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.ОАО "Сбербанк России" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального банка России в лице ГУ Банка России по Свердловской области N65-13-Ю/0005/3110 от 28.02.2013 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 руб.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на малозначительность допущенного им правонарушения.

Заинтересованное лицо требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность привлечения заявителя к ответственности и отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

13.02.2013 уполномоченным лицом Главного управления Банка России по Свердловской области в отношении заявителя составлен протокол N 65-13-Ю/0005/1020 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил вывод уполномоченного лица о нарушении ОАО "Сбербанк России" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в уполномоченный орган с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

28.02.2013 заинтересованным лицом вынесено постановление N65-13-Ю/0005/3110 о привлечении ОАО "Сбербанк России" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации.

Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансового контроля в ОАО "Сбербанк России" N 881-5-р от 12.05.2010 г., Технологической схемой формирования сообщений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 10.11.2010 г. закреплена обязанность исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ в процессе осуществления внутреннего контроля.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, подлежат обязательному контролю.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами и иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что ОАО "Сбербанк России" нарушены сроки предоставления сведений в уполномоченный орган по следующим операциям, подлежащим обязательному контролю:

1) Кредитной организацией 15.08.2012 направлен отчет в виде электронного сообщения (далее - ОЭС) N112659 по операции списания 28.05.2012 де нежных средств в сумме 7.285.000 рублей (платежное поручение N 4 от 28.05.2012) с расчетного счета клиента ООО "Промстройинформ" (ИНН

6670370350), период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

ООО "Промстройинформ" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.03.2012 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 66 N 007230971).

Сведения об указанной операции должны были быть представлены в уполномоченный орган не позднее 31.05.2012, однако представлены Уральским банком ОАО "Сбербанк России" 15.08.2012.

2) Кредитной организацией 15.08.2012 направлен ОЭС N112662 по операции списания 28.05.2012 денежных средств в сумме 1.000.000 рублей (платежное поручение N 397 от 28.05.2012) с расчетного счета клиента ООО "Юкон" (ИНН 6670369524), период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

ООО "Юкон" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2012 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 66 N007230649).

Сведения об указанной операции должны были быть представлены в уполномоченный орган не позднее 31.05.2012, однако представлены Уральским банком ОАО "Сбербанк России" 15.08.2012.

Кредитной организацией нарушены сроки предоставления сведений по следующим сделкам с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю:

1) Кредитная организация 13.08.2012 направила в уполномоченный орган ОЭС N 109159 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор купли-продажи N 1 недвижимого имущества по результатам аукциона от 15.12.2011), заключенной между Государственным предприятием фирма "Коминформ" и ООО Производственное предприятие "Снабторг" (документы предоставлены в банк 10.08.2012), в котором в сведениях о дате совершения и сумме сделки указаны данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 109159 со сведениями о дате совершения и сумме сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

2) Кредитная организация 15.08.2012 направила в уполномоченный орган  ОЭС N 112600 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор  инвестирования N 2.9.1-о 1.3 от 16.10.2010), заключенной между ЗАО "РЕНОВА-СтройГруп-Академическое" и ИП Коробовой И.Н. (документы  предоставлены в банк 14.08.2012, сумма сделки 5.987.850 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 112600 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 07.11.2012.

3) Кредитная организация 21.08.2012 направила в уполномоченный орган ОЭС N 117492 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор N 06/07-10 от 05.07.2010), заключенной между ООО "Маркетинвест" и ООО  "КАСКАД" (документы предоставлены в банк 20.08.2012, сумма сделки

14.336.000 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 117492 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

4) Кредитная организация 21.08.2012 направила в уполномоченный орган  ОЭС N 117518 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор N  б/н от 12.02.2007), заключенной между ООО "Гастроном УКМ" и ООО  "УралПолис" (документы предоставлены в банк 20.08.2012, сумма сделки  3.000.000 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны  данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 117518 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

5) Кредитная организация 12.09.2012 направила в уполномоченный орган ОЭС N 137128 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор купли-продажи недвижимого имущества N б/н от 01.06.2012), заключенной  между Горелкиной Л.Ф., Куликовой Е.В., Шешениным А.Н. и ИП Канухиным А.С. (документы предоставлены в банк 11.09.2012, сумма сделки 12.500.000 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные, не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 137128 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

6) Кредитная организация 19.09.2012 направила в уполномоченный орган ОЭС N 145890 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор N КУ-03-03/07 от 21.03.2007), заключенной между ООО "Ремонтно-строительное управление 37" и ООО "Кронверк" (документы предоставлены в банк  18.09.2012, сумма сделки 8.978.055 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 145890 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

7) Кредитная организация 24.09.2012 направила в уполномоченный орган  ОЭС N 152042 по сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор б/н от 26.05.2010), заключенной между Гридасовым Е.В, Гридасовой Е.В. и  Рычковым Д.А. (документы предоставлены в банк 18.09.2012, сумма сделки  4.500.000 рублей), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные не соответствующие фактическим.

Замена записи ОЭС N 152042 со сведениями о дате совершения сделки, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 26.10.2012.

Банком нарушен порядок предоставления сведений в уполномоченный орган по следующим операциям (сделкам), подлежащим контролю:

1) Кредитной организацией 14.08.2012 направлен ОЭС N111397 по операции перевода 03.02.2012 ООО "Уралмонтажналадка" денежных средств на счет физического лица - Виноградова М.В., в отношении которой у банка  возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания)  доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (код вида операции 6001), в котором в поле "DATE_S" (дата выявления операции,  сведения о которой предоставляются в уполномоченный орган в соответствии с  пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ) указана дата 14.06.2012.

Согласно отметке на документах операция выявлена и признана подозрительной 14.08.2012.

2) Кредитной организацией 14.08.2012 направлен ОЭС N111478 по  операции перевода 02.02.2012 ООО "Уралмонтажналадка" денежных средств на счет физического лица - Бакулина В.Л., в отношении которой у банка возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (код вида операции 6001), в котором в поле "DATE_S" указана дата 14.06.2012.

Согласно отметке на документах операция выявлена и признана подозрительной 14.08.2012.

3) Кредитной организацией 17.09.2012 направлен ОЭС N140679 по  операции перевода 17.09.2012 ООО "РесурсТорг" на счет физического лица - Деревягиной Е.С., в отношении которой у банка возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных  преступным путем, и финансирования терроризма (код вида операции 6001), в котором в поле "DATE_S" указана дата 19.07.2012.

Согласно отметке на документах операция выявлена и признана подозрительной 17.09.2012.

4) Кредитной организацией 04.09.2012 направлен ОЭС N129908 по сделке купли-продажи недвижимости б/н от 25.08.2012 (сумма сделки 3.350.000 рублей, переход права собственности зарегистрирован 29.08.2012.), в котором в поле "DATE_S" указана дата 04.09.2012.

Договор и свидетельство о государственной регистрации права собственности представлены в филиал 03.09.2012 согласно отметке сотрудника банка на договоре.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и заявителем не оспариваются.

Поскольку в силу ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, а фиксирование, хранение и предоставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, является обязанностью общества, административным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им предусмотренных нормами законодательства действий, которые оно должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки.

Порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден.

При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, что подтверждается наложением на заявителя минимального предусмотренного санкцией ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ штрафа.

При этом суд отмечает, что оснований для применения меры ответственности в виде предупреждения не имеется, поскольку в силу ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, данный факт опровергается материалами дела.

Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Довод заявителя об отсутствии реального ущерба охраняемым законом правам и интересам и возможности вследствие этого применить положения ст. 2.9 КоАП РФ не может быть принят судом во внимание.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Совершенное заявителем административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом N 115-ФЗ. Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включает в себя осуществление целого ряда мер, в том числе обязательный внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом.

Допущенное заявителем правонарушение произошло вследствие ненадлежащего осуществления процедур внутреннего контроля и соблюдения Правил внутреннего контроля, которое не позволило обеспечить своевременное и надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ.

Целями Федерального закона N 115-ФЗ является выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Так, отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в пределах установленного срока, не позволяют суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.

Кроме того, суд отмечает, что заявителем не представлено никаких доказательств наличия объективных причин невозможности исполнения возложенных на банк публичных обязанностей в установленный срок.