• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2013 года Дело N А60-8873/2013


[Исковые требования о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело NА60-8873/2013 по заявлению ООО НПП "Альянс" (ИНН 6660071986) к Администрации Белоярского городского округа

о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка

при участии в судебном заседании:

от заявителя Зайцев А.В., доверенность от 05.03.2013г.,

от заинтересованного лица Черёмина Е.Г., доверенность от 04.06.2013г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заявитель просит признать незаконным отказ Администрации Белоярского городского округа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:06:0501001:88 и обязать ответчика провести торги по его продаже.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором с исковыми требованиями несогласно, указало, что земельный участок находится на территории, по которой предусмотрено размещение федеральной автомобильной дороги, вопрос о проведении торгов по продаже земельного участка будет рассмотрен после утверждения проекта генплана Белоярского городского округа.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

ООО НПП "Альянс" обратилось в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением от 10.01.2013г. NА01/5 о приобретении на конкурсной основе в собственность земельного участка по адресу: Свердловская область, Белоярский р-он, д. Поварня, западное примыкание к земельному участку кадастровый номер 66:06:0501001:88 по ул. Промышленная, д. 5а, ориентировочной площадью 0,53 Га, в границах существующих автомобильных дорог, для размещения тепличного хозяйства.

Письмом от 11.02.2013г. N01-18/438 Администрация Белоярского городского округа сообщила, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится на территории, по которой в соответствии с утвержденной документацией МО "город Екатеринбург", схемой территориального планирования Свердловской области, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009г. N1000-ПП на период до 2040г. и проектом генерального плана Белоярского городского округа предусмотрено размещение федеральной автомобильной дороги.

Заявитель, не согласившись с данным письмом, полагая, что заинтересованное лицо осуществило действия (бездействия), которые являются незаконными, а свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо указало, что заявителю не было отказано в проведении торгов по продаже земельного участка, а было указано, на то, что в связи с планированием строительства, с целью исключения попадания спорного земельного участка в зону планируемого строительства и полосы отвода федеральной автодороги, вопрос о формировании земельного участка, а также проведение торгов могут быть рассмотрены после того, как будет утвержден генеральный план, на котором будет определено точное место прохождения международного транспортного коридора.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ст. 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Из этого следует, что возможность рассмотрения органом местного самоуправления заявлений непосредственно связано с указанием в заявлении перечисленных в п. 3 ст. 34 Кодекса сведений.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ст. 27 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков изъятых из оборота и участков, оборот которых ограничен; спорный земельный участок к указанным в законе земельным участкам не относится.

В соответствии со ст. 70.1. Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального (п.2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 24 Федерального закона N257-ФЗ от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Резервирование земельного участка предполагает его образование (формирование), межевание и постановку участка на кадастровый учет. После этих действий возможно принятие решения о резервировании и решения об отказе в предоставление участка в собственность.

Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 для резервирования земельного участка необходимо: решение о резервировании земель, схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Таким образом, любое планируемое использование земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не оформленное как резервирование соответствующего участка в установленном порядке, не может являться законным и обоснованным основанием для отказа в приобретении права собственности на соответствующий участок.

Доказательств осуществления заинтересованным лицом действий по резервированию и изъятию спорного земельного участка и документов, ограничивающих оборот спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что письмо от 11.02.2013г. N01-18/438 подписано уполномоченным лицом, содержит фактически причину отказа как в рассмотрении, так и в предоставлении земельного участка, требование заявителя о признании указанного письма недействительным обоснованно.

Если заинтересованное лицо полагает, что письмо носит информационный характер, то следует отметить, что им допущено незаконное бездействие, т.к. нарушен срок рассмотрения заявлений, который не может быть продлен заинтересованным лицом на неопределенный срок. В рассматриваемом случае решение вопроса о месте прохождения магистрали, в зависимость от рассмотрения которого поставлен результат рассмотрения заявления заявителя, отложено до декабря 2014 года.

Поскольку вопрос о резервировании земель на момент подачи заявления и на момент рассмотрения дела в суде не решен заинтересованным лицом, препятствий для рассмотрения заявления и в предоставлении земельного участка не имеется.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд не имеет возможности возложить на заинтересованное лицо обязанность по проведению торгов в качестве восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку все предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации действия заинтересованным лицом еще не совершены.

В силу положений ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действие (бездействие) Администрации Белоярского городского округа в виде отказа в предоставлении в собственность земельного участка от 11.02.2013г. N01-18/438 незаконным.

Администрации Белоярского городского округа совершить все необходимые действия, предусмотренные земельным законодательством, по предоставлению земельного участка по адресу: Свердловская область, Белоярский р-он, д. Поварня, западное примыкание к земельному участку кадастровый номер 66:06:0501001:88 по ул. Промышленная, д. 5а, ориентировочной площадью 0,53 Га, в границах существующих автомобильных дорог, для размещения тепличного хозяйства, заявителю.

Взыскать с Администрации Белоярского городского округа в пользу ООО НПП "Альянс" (ИНН 6660071986) 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.Ю.Григорьева

Номер документа: А60-8873/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 11 июня 2013

Поиск в тексте