Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2013 года Дело N А60-9118/2013


[Исковые требования о признании недействительными решений удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.А. Билокурой рассмотрел в судебном заседании дело NА60-9118/2013

по заявлению открытого акционерного общества "Уральский завод железнодорожного машиностроения", ИНН 6606000578, ОГРН 1026600726525 (далее - ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения", заявитель)

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, ИНН 6608002549, ОГРН 1046603571740 (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо)

о признании недействительными решений N80 от 18.12.2012г., N69 от 18.12.2012г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шуманов О.П., представитель по доверенности от 25.12.2012г., паспорт; Газизова В.Р., представитель по доверенности от 19.02.2013г., паспорт

от заинтересованного лица: Шугар А.В., старший государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 11.01.2013г., удостоверение.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" просит признать недействительными решение налогового органа N80 от 18.12.2012г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решение N69 от 18.12.2012г. об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению. В обоснование заявления, заявитель указывает, что налогоплательщик имеет право на применение налоговых вычетов по НДС на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Уральские локомотивы", поскольку данные вычеты связаны с операциями, облагаемыми НДС - с реализацией электровозов.

Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемые решения законными и обоснованными. Указывает, что налогоплательщик не имеет права на вычеты по НДС, поскольку осуществляет операции, не подлежащие налогообложению согласно п.п.13 п.2 ст.149 НК РФ - выполнение работ по гарантийному ремонту электровозов без взимания дополнительной платы, при этом право на отказ от льготы не имеет. ООО "Уральские локомотивы" незаконно выставило налогоплательщику счета-фактуры на оплату работ по ремонту электровозов с выделением НДС.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Как следует из материалов дела, 20.07.2012г. ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года, согласно которой налогоплательщиком исчислена сумма налога к возмещению из бюджета в размере 319552 руб.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, а также документов, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и представленных по требованию заявителем.

По итогам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N154 от 06.11.2012г. и приняты решения:

- N80 от 18.12.2012г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю отказано в применении налоговых вычетов по налоговой декларации за второй квартал 2012г. на сумму 318027 руб. ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;

- N69 от 18.12.2012г. об отказе в возмещении НДС за 2 квартал 2012г. в сумме 318027 руб.

Основанием для отказа в применении налоговых вычетов, в возмещении из бюджета НДС, послужили выводы акта проверки о том, что поскольку осуществленный ООО "Уральские локомотивы" ремонт электровозов является гарантийным, и фактически обязательства по его осуществлению возложены на ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" - производителя электровозов, то в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ стоимость ремонта не подлежит обложению НДС. Указание ООО "Уральские локомотивы" в выставленных налогоплательщику ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" счетах-фактурах сумм НДС является незаконным и они не могут служить основанием для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных названному контрагенту.

18.02.2013г. решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N56/13, принятым по апелляционной жалобе  налогоплательщика, оспариваемые решения N80 от 18.12.2012г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, N69 от 18.12.2012г. об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, оставлены без изменений.

Полагая, что решения налогового органа являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (плательщиков сборов) обязаны в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 ст. 88).

Согласно порядку применения налоговых вычетов, определенному в статье 172 Кодекса, данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет (абзацы первый, второй пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

К таким документам относятся истребованные инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений общества с его поставщиком и подтверждающие право на налоговые вычеты и их размер, то есть исчисляемый к возмещению налог на добавленную стоимость.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 года N 14874/05, N 14873/05.

Как следует из материалов дела, в декларации по НДС за 2 квартал 2012 года обществом была заявлена сумма вычетов в размере 318027 рублей.

ОАО "УЗЖМ" заключены договоры с ЗАО Группа Синара (Заказчик), ОАО "СТМ", предметом которых являлось изготовление и поставка электровозов грузовых постоянного тока 2ЭС6.

Данными договорами предусмотрено, что ОАО "УЗЖМ" обязано в период гарантийного срока устранять за свой счет недостатки товара, возникшие не по вине покупателя и третьих лиц, которые не позволяют продолжить нормальную эксплуатацию товара.

В целях выполнения взятых на себя договорных обязательств по гарантийному ремонту грузовых электровозов ОАО "УЗЖМ" заключило договор N 663/658-10 от 15.07.2010 с ООО "Уральские локомотивы" (Исполнитель), согласно которого заявитель обязуется возмещать Исполнителю его затраты и иные расходы, понесенные им в связи с гарантийным ремонтом, если гарантийный ремонт потребуется и будет произведен Исполнителем в отношении электровозов в период их гарантийного срока.

Таким образом, изготовителем электровозов является ОАО "УЗЖМ", а гарантийный ремонт по договору осуществляет ООО "Уральские локомотивы".

Как следует из актов приемки-сдачи выполненных гарантийных работ и выставленных счетов-фактур, затраты по выполнению гарантийных работ составили во 2 квартале 2012 года 2084844 рубля 03 копейки, в том числе НДС в сумме 318027 рублей,06 копеек, выделенный в счетах-фактурах отдельной строкой.

В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.

Пунктом 2 ст. 171 Кодекса определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 169, ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Судом установлено и налоговым органом не оспариваются факты выполнения ООО "Уральские локомотивы" работ по гарантийному ремонту и обслуживанию реализованных заявителем электровозов, а также оплаты обществом этих работ с учетом НДС и принятия их на учет.

В счетах-фактурах, выставленных указанным поставщиком обществу для оплаты услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту электровозов, выделены суммы НДС. Названные услуги оплачены заявителем с учетом НДС, в связи с чем, заявитель правомерно применил налоговые вычеты по НДС по данным операциям.

Согласно подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

В п. 5 ст. 168 Кодекса указано, что при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

В случае выставления такими налогоплательщиками покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога они исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на основании с подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), то есть без налоговых вычетов.

В свою очередь покупатель услуг (выполненных работ), получивший к оплате такую счет-фактуру, имеет право на применение налоговых вычетов, если счет-фактура соответствует требованиям ст.169 НК РФ, выполненные работы приняты налогоплательщиком на учет на основании первичных документов, и используются в операциях, облагаемых НДС (ст.171,172 НК РФ). Указанная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N1856-О-О.

В судебном заседании установлено, что налоговый орган располагал документами, полученными от ООО "Уральские локомотивы" и подтверждающими стоимость проводимых работ, отражение в книге покупок и учете в целях налогообложения.

С учетом изложенного то обстоятельство, что ООО "Уральские локомотивы" вправе было применить льготу, установленную подп. 13 п. 2 ст. 149 Кодекса, однако стоимость гарантийного ремонта предъявляло с НДС, не свидетельствует о неправомерности вычета НДС, уплаченного обществом в связи с оказанием ему данных услуг.

Доказательства совершения указанных сделок их участниками в целях получения необоснованной налоговой выгоды налоговой инспекцией не установлено.

Доводы налогового органа о том, что приобретенные налогоплательщиком услуги (работы) по гарантийному ремонту не связаны с операциями, облагаемыми НДС, подлежит отклонению, поскольку услуги приобретены в рамках осуществления договоров по реализации электровозов, операции по которым НДС облагаются.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению: надлежит признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 18.12.2012г. N80 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, от 18.12.2012г. N69 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Кроме того, в порядке распределения судебных расходов в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области следует взыскать в пользу ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 18.12.2012г. N80 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, от 18.12.2012г. N69 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Уральский завод железнодорожного машиностроения" (ИНН 6606000578, ОГРН 1026600726525) 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.О.Иванова