Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2013 года Дело N А60-9126/2013


[В удовлетворении исковых требований о признании межевого плана земельного участка и кадастровой выписки недействительными отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи К.Н.Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Шмелевой, рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Администрации городского округа Краснотурьинск (ИНН 6617002880)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", индивидуальному предпринимателю Швецовой Екатерине Александровне (ИНН 7705401340)

третье лицо: Соловьева Любовь Константиновна

о признании межевого плана земельного участка и кадастровой выписки недействительными,

пручастии в судебном заседании

от заявителя: Вершинина О.В., представитель по доверенности N 319 от 18.03.2013, Малышева Е.А., представитель по доверенности N 1875 от 24.12.2012,

от заинтересованного лица: Ахметзянова А.А., представитель по доверенности N б/н от 24.01.2013,

от третьего лица: Соловьева Любовь Константиновна - лично, Андриевская Ю.В., представитель по доверенности от 23.03.2013.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Администрация городского округа Краснотурьинск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра", индивидуальному предпринимателю Швецовой Екатерине Александровне о признании межевого плана земельного участка и кадастровой выписки недействительными.

Истцом в материалы дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено уточнение исковых требований, истец просит признать действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:50:0532002:101 в государственный кадастр недвижимости незаконными, действия ИП Швецовой Е.А. по изготовлению межевого плана на указанный земельный участок незаконными, межевой план земельного участка недействительным и обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области аннулировать сведения о данном земельном участке.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Соловьева Л.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:50:0532002:101, общей площадью 1122 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Песчанная, 7а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АЕ N 471775 от 03.07.2012 и договором купли-продажи от 06.06.2012.

Первоначально, спорный земельный участок был приобретен Гараевой Н.Ш. 30.08.1999, в порядке приватизации на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 и постановления Главы администрации г. Краснотурьинска от 20.02.1995 N 136, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю РФ-XIX N 0090012.

Как следует из указанного выше свидетельства (на имя Гараевой Н.Ш.), данный земельный участок предоставлен ей для индивидуального жилищного строительства. Спорный земельный участок был сформирован в 1995 году (ранее кадастровый номер 66/12-40256).

02.06.2012 земельный участок с кадастровым номером 66:50:0532002:101 поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный.

На основании заключенного договора между Соловьевой Л.К. (третье лицо) и кадастровым инженером ИП Швецовой Е.А. были проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 66:50:0532002:101.

25.12.2012 Соловьевой Л.К. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области с заявлением об учете изменений данного земельного участка, представив межевой план.

28.01.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области было принято решение об учете изменений объекта недвижимости.

Обращаясь в суд, заявитель указывает на то, что кадастровым инженером ИП Швецовой Е.А. не пройдена процедура обязательного согласования местоположения границ земельного участка, регламентируемую п. 3, 6, ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области осуществил учет спорного земельного участка.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания действий (бездействий) незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, органов местного самоуправления и иных органов законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов организаций и граждан.

Как следует из заявления и пояснений, сделанных в судебном заседании представителем заявителя, на земельном участке, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Песчанная, 7а с кадастровым номером 66:50:0532002:101 в течение продолжительного времени располагалась спортивная площадка между двумя жилыми домами, а объектов индивидуального жилищного строительства не было.

Законом предусмотрен заявительный характер для внесения сведений в ГКН (ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона N 221-ФЗ, в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе ГКН, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету либо технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

На момент внесения сведений о ранее учтенном земельном участке его границы были не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Записи, вносимые в ГКН, являются действиями учетного характера, осуществляемые на основании правоустанавливающих и иных документов, подтверждающих наличие существующих прав и достоверность вносимых сведений. Внесение каких-либо уточняющих записей не порождает и не прекращает гражданских прав и обязанностей у правообладателей земельных участков.

Кроме того, в заявлении, в качестве обоснования своих требований заявитель ссылается на этапы межевания, которые действовали в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", а также Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, в которых давалось описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" вступили в силу изменения в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", в соответствии с которыми земельный участок перестал относиться к объектам землеустройства. В связи, с чем межевые (землеустроительные) дела в отношении земельных участков не утверждаются и не сдаются в государственный фонд данных. С 01.03.2008 для государственного кадастрового учета предоставляется межевой план (ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Вместе с тем, с 01.01.2009 вступил в законную силу приказ Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ), которым утверждались требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков.

В связи с чем, ссылка Администрации городского округа Краснотурьинск на нарушение этапов проведения межевания не соответствует действительности, поскольку нормативно-правовые акты закрепившие этапы межевания утратили свою законную силу.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений в оспариваемых действиях кадастрового инженера ИП Швецовой Е.А. и филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" закона, а также прав и законных интересов администрации городского округа Краснотурьинск.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что заявителем в данном случае выбран неверный способ защиты, поскольку даже удовлетворение заявленных требований (в том числе признание кадастровой выписки недействительной), не приведет к восстановлению нарушенных прав.

Фактически между участвующими в настоящем деле Администрацией городского округа Краснотурьинск и Соловьевой Л.К. (третье лицо) имеется спор о праве на земельный участок, и поэтому данный спор не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья К.Н.Смагин