Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2013 года Дело N А60-9594/2013


[Исковые требования о признании незаконным постановления удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоперевозчик" (ИНН 6614005964)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области

о признании незаконным постановления.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: А.А. Шумихин, представитель, доверенность от 05.04.2013 г., удостоверение адвоката;

от заинтересованного лица: О.М. Богачева, ведущий специалист отдела, доверенность N 12-04-01/2244 от 22.03.2013 г., паспорт.

Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Общество с ограниченной ответственностью "Автоперевозчик" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области N 12-13-08/16 от 05.03.2012 г. о назначении административного наказания в виде штрафа по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ссылаясь на неправильную квалификацию правонарушения.

Заинтересованное лицо считает оспариваемое постановление законным и обоснованным и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил:

В период с 14 по 27 февраля 2013 г. должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на основании приказа от 05.02.2013 г. N 12-13-01/6ГК проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Автоперевозчик" законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что обществом в нарушение ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не представлены в установленный срок в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2012 год.; в ГКУ СО "ЦЭМиК" - технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2012 год.

27.02.2013 г. заинтересованном лицом в отношении ООО "Автоперевозчик" составлен протокол об административном правонарушении N 12-13-08/16, по результатам рассмотрения протокола вынесено постановление о назначении административного наказания N 12-13-08/16 от 05.03.2013 г., которым обществом привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, ООО "Автоперевозчик" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав фактические обстоятельства дела и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования общества подлежат удовлетворению.

Частью 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом п. 4 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности (в том числе вины), возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии факта нарушения, возложена на заинтересованное лицо.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, при установлении события административного правонарушения по признакам данной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать вопрос и доказать наличие фактов сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и подтвердить данные обстоятельства соответствующими доказательствами.

При этом объективная сторона правонарушения включает в себя несколько различных деяний: сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации. Субъектами правонарушения являются лица, обязанные сообщать указанную в статье информацию в отношении перечисленных в ней объектов окружающей природной среды. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2011 г. N17 утвержден статистический инструментарий, которым утверждена форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), порядок ее заполнения, а также сроки представления в уполномоченный орган.

Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2007 г. N 1036-ПП установлен порядок ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления.

По мнению суда, непредставление к установленному сроку сведений, форма и порядок представления которых заранее установлены, являющихся по своему характеру обязательной статистической отчетностью, не свидетельствует о наличии события предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ правонарушения. О несвоевременном сообщении полной и достоверной информации свидетельствует, например, несообщение организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в уполномоченный орган информации об аварии на производственном объекте (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), несообщение юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, информации об аварийных выбросах, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха (ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Иными словами, под несвоевременным сообщением полной и достоверной информации в ст. 8.5 КоАП РФ понимается несообщение информации о заранее не предвиденных событиях, которые могут существенно повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов, радиационную обстановку, либо непредставление информации на запрос органа контроля и надзора. Статистическая же информация не сообщается, а представляется в уполномоченный орган в установленной форме.

При таких обстоятельствах описанные в оспариваемом постановлении действия (бездействие) общества не связаны с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, и не образуют объективной стороны вменяемого ему правонарушения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, административным органом не доказано, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2.Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области N 12-13-08/16 от 05.03.2012 г. о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Автоперевозчик" административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. на основании ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Г.Н.Подгорнова