Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2013 года Дело N А60-11293/2013


[Исковые требования о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Р.Безсалий

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя Зотеева Михаила Александровича (ИНН 662500000102, ОГРН 304662505500072)

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной их рыночной стоимости

при участии в судебном заседании истца Зотеева М.А.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области.

Ответчиками заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые удовлетворены.

Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Зотеев Михаил Александрович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании кадастровой стоимости находящегося в его пользовании земельного участка по состоянию на 10.01.2010.

По мнению истца, установленная кадастровая стоимость этого земельного участка является завышенной, что подтверждено экспертной оценкой об определении их рыночной стоимости и что в силу пп. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для установления стоимости земельных участков равной рыночной.

Управление Росреестра по Свердловской области в письменном отзыве ссылается на то, что согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органов кадастрового учета, а также в силу совместного Приказа Управления и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по СО от 14.09.2010 N 262/213 с 15.09.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по СО наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Также указывает, что заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, следовательно, привлечение к участию в деле Управления Росреестра в качестве ответчика (имеющего только функции по государственной кадастровой оценке) не обоснованно. Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по Закону N 221-ФЗ, прерогативой органа кадастрового учета (ФГБУ "ФКП Росреестра).

ФГБУ "ФКП Росреестра" в своем отзыве полагает, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, поскольку данные об экономических характеристиках земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости в строгом соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель на основании утвержденных Правительством Свердловской области результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Индивидуальный предприниматель Зотеев М.А. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:12416, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Вайнера, 55, на котором расположен многоквартирный жилой дом с принадлежащим истцу встроено-пристроенным нежилым помещением N 1 кафе, общей площадью 795,7 кв.м.

Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 10.01.2010 и стоимость указанного земельного участка определена в размере 8262860 руб. 28 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в 4272 руб. 42 коп. за кв.метр.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с оценкой рыночной стоимости земельных участков, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:124 существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 10.01.2010 и составляет 3604157 руб. 54 коп (отчет об оценке N 65-01).

Экспертным заключением экспертно-консультационного совета от 11.03.2013 N 2013-03-14 подтверждена обоснованность данных выводов оценки.

Согласно абзацам 1, 7, 8 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорных земельных участков, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума ВАС РФ N 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости, и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган - Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.

Из этого следует, что Росреестр и ФГБУ "ФКП Росреестра" являются соответчиками по настоящему делу, в связи с чем доводы об отсутствии у них полномочий по внесению государственный кадастр недвижимости соответствующий изменений в части кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными.

Из материалов дела следует, что Зотеев М.А. владеет земельным участком на праве общей долевой собственности (размер доли 24/100), поскольку в силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.

Согласно п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются плательщиками земельного налога, при этом налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, заявитель является плательщиком земельного налога, который в силу 390 НК РФ определяется пропорционально его доле в праве общей собственности на земельный участок, в связи с чем заинтересован в установлении рыночной стоимости земельного участка.

Иных лиц, имеющих интерес в установлении стоимости земельного участка в размере, отличном от кадастровой стоимости, не имеется, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Стороны представили соглашение о распределении судебных расходов, в соответствии с которым судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на истца, поэтому судебные расходы взысканию в пользу истца не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 110, ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:124, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 55, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 3604157 руб. 54 коп.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.П.Воронин