Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2013 года Дело N А60-11316/2013


[Исковые требования о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2013 года

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б.Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Тарасовой Натальи Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005) третье лицо ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"о признании кадастровой стоимости земельных участков,

при участии в судебном заседании

от истца: Запорожец Е.Г., представитель по доверенности N 66 АА 1749663 от 20.05.2013г. Алексеева Т.Н., представитель по доверенности N 66 АА 1475912 от 10.01.2013г.,

от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности N 08-17/2223 от 06.12.2012г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Определением от 04.04.2013г. арбитражный суд в порядке, установленном ст.ст. 127, 133, 135, 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принял исковое заявление к производству и назначил предварительное судебное заседание.

В определении от 04.04.2013г. суд предусмотрел возможность открытия судебного заседания в первой инстанции и разбирательства дела по существу. Таким образом, суд, с согласия лиц, участвующих в предварительно судебном заседании, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, счел необходимым завершить предварительное судебное разбирательство и открыть судебное разбирательство.

Тарасова Наталья Викторовна обратилось в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании кадастровой стоимости с кадастровым номером 66:41:0603018:9, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28а, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 4952480 рублей; с кадастровым номером 66:41:0603018:0008, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28г, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 609440 рублей.

В судебном заседании истец на требованиях настаивает, ответчик представил отзыв, в котором пояснил, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком Управление считает Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области (ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение). Представитель истца требования к указанному учреждению не заявил, согласия на привлечение учреждения в качестве ответчика не выразил. Следовательно, согласно ст. 47 АПК РФ у суда отсутствуют основания для привлечения ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве ответчика по делу.

Доводы представителя ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской о том, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать ФГБУ "ФКП Росреестра" являются несостоятельными на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

- перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

- для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

- объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации.

Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Действительно, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" отдельные полномочия Росрестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ "ФКП Росреестра" непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ "ФКП Росреестра" является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ "ФКП Росреестра" действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Третье лицо направило в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Принимая во внимание:

- отчет N 1541-12/3 от 14.12.2012 , выполненный оценочной компанией - ООО "Консалтинг Групп" об определении рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности Тарасовой Наталье Викторовне земельных участков с кадастровым номером 66:41:0603018:9 площадью 4762 кв.м., расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28а (свидетельство о праве собственности от 31.08.2011 серии 66 АЕ N 024551), с кадастровым номером 66:41:0603018:0008 площадью 586 кв.м., расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28г, (свидетельство о праве собственности от 31.08.2011 серии 66 АЕ N 024545);

- положительное экспертное заключение N 597/04-12 от 19.12.2012 Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" на указанный отчет (в соответствии с отчетом и экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603018:9 по состоянию на 01.01.2010 составляет 4952480 руб., с кадастровым номером 66:41:0603018:0008 - 609440 руб.);

- несоответствие существующей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603018:9 в размере 20367074 руб., с кадастровым номером 66:41:0603018:0008 в размере 2503298 руб. 24 коп. (согласно кадастровым паспортам от 19.02.2013), рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010,

- отсутствие возражений ответчика по вопросу о размере рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, а также не предоставление других относимых доказательств об ином размере рыночной стоимости земельных участков,

требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 913/11).

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11, иски о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости являются исками об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета законно установленной кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Следовательно, настоящее решением имеет своим правовым последствием не аннулирование ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а внесение в него соответствующих изменений с момента вступления в силу настоящего решения (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2013 N ВАС-14371/12).

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов (ст. 110АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Признать кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером 66:41:0603018:9, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28а, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 4952480 рублей;

- с кадастровым номером 66:41:0603018:0008, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Сибирский тракт, 28г, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 609440 рублей.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре недвижимости.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья П.Б.Ванин