• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2013 года Дело N А60-17507/2013


[Исковые требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2013 года

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола секретарём судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело NА60-17507/2013 по исковому заявлению

закрытого акционерного общества "СтройПромИнвест" (ИНН 6670003720, ОГРН 1036603507709, далее - общество "СтройПромИнвест")

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее - управление Росреестра)

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании приняли участие представители:

истца - Савицкий П.В. (доверенность от 05.12.2012 N 1-12);

ответчика - Быков А.С. (доверенность N 08-17/54 от 22.04.2013).

Ответчик ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва на иск и соглашения о распределении судебных расходов. Документы судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.

Также управление Росреестра ходатайствовало о привлечении Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области к участию в деле в качестве соответчика.

Истец по ходатайству ответчика возражал.

Судом в удовлетворении ходатайства ответчика отказано ввиду отсутствия соответствующих оснований, предусмотренных ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Общество "СтройПромИнвест" 14.05.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к управлению Росреестра о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303022:44, площадью 24858 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Владимира Мельникова, 2, равной его рыночной стоимости в размере 25976610 руб. по состоянию на 01.01.2010.

Согласно представленному отзыву управление Росреестра считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, по существу заявленных истцом требований не возражает.

Учитывая, что присутствующие в судебном заседании представители истца и ответчика не возразили против продолжения рассмотрения дела по существу в судебном заседании, арбитражный суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешёл к судебному разбирательству в судебное заседание суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Владимира Мельникова, 2, площадью 24858 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0303022:44 (далее - земельный участок).

Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ N 071131 от 28.09.2011.

Истец, ссылаясь на подготовленный ООО Оценочная компания "Априори" отчёт от 06.03.2013 N 13-84, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 25976610 руб., указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастровому паспорту составляет 115817150 руб. 70 коп. и значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что следствием несоответствия определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов дела, представленный истцом отчёт оценщика N 13-84 от 06.03.2013 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.

Экспертиза отчёта оценщика проведена Некоммерческим партнёрством "Межрегиональный союз оценщиков", по результатам проведения которой получено экспертное заключение N 124/02-13 от 12.03.2013.

Ответчиком не оспорен представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчёта оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылки управления Росреестра об отсутствии у него полномочий по внесению государственный кадастр недвижимости соответствующий изменений в части кадастровой стоимости земельных участков и, следовательно, оно не является надлежащим ответчиком по делу, судом отклонены на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учёта.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Вместе с тем, часть функций управления Росреестра в данной сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости, и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, переданы ФГБУ "ФКП Росреестра".

Однако управление Росреестра не утратило контрольных полномочий в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" и не перестает являться органом кадастрового учёта.

С учётом изложенного, управление Росреестра является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 N 913/11, иски о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости являются исками об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета законно установленной кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Следовательно, настоящее решение имеет своим правовым последствием не аннулирование ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а внесение в него соответствующих изменений с момента вступления в силу настоящего решения (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2013 N ВАС-14371/12).

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов.

Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Исковые требования закрытого акционерного общества "СтройПромИнвест" удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303022:44, площадью 24858 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Владимира Мельникова, 2, равной его рыночной стоимости в размере 25976610 руб. по состоянию на 01.01.2010.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Киселёв Ю.К.

Номер документа: А60-17507/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 03 июля 2013

Поиск в тексте