БЕЖИЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА  

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2011 года Дело N 2-2236/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2011 г. Брянск.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Масленниковой А.В.

при секретаре Сафенковой Т.А.

с участием истца - помощника прокурора Бежицкого района г. Брянска Малярчук С.Б., представителя ответчика МОУ «СОШ №63» г. Брянска Корбан О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Бежицкого района г. Брянска к Брянской городской администрации, Управлению образования Брянской городской администрации, Отделу управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району г. Брянска, Муниципальному образовательному учреждению «Средней общеобразовательной школе  ...  о понуждении к совершению действий в защиту неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Бежицкого района г. Брянска проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, их безопасности и антитеррористической защищенности учебного заведения. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №»  ...  (далее МОУ «СОШ №») требуется установить ограждение длиной 565 м., высотой 1,5 м.

...  обратился в суд с указанным выше иском и просил обязать ответчиков в пределах имеющихся полномочий, выполнить действия по оборудованию территории МОУ «СОШ №» ограждением длиной 565 м., высотой 1,5 м. При невозможности и непредоставлении учредителем - Управлением образования Брянской городской администрации денежных средств на указанные цели, обязанность по исполнению указанных действий возложить на Брянскую городскую администрацию в срок до декабря 2013 года.

В обоснование иска прокурор изложил, что отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. В целях противодействия терроризму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявления, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма. Учитывая, что у учреждения образования отсутствуют собственные финансовые средства, а также то, что решение вопросов местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления, обязанность по выделению денежных средств и обеспечению исполнения полного комплекса мер по установке ограждения должна быть возложена на все вышеперечисленные органы.

В судебном заседании представитель истца Малярчук С.Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МОУ «СОШ №» Корбан О.А., против исковых требований не возражала, пояснив, что не оспаривает обязанностей по установке ограждения, но у образовательного учреждения отсутствуют денежные средства на выполнение данных работ. Поскольку в соответствии с Уставом школа отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств, установка ограждения возможна только при выделении бюджетных средств учредителем. Просила суд в случае вынесения решения об удовлетворении иска о продлении срока исполнения решения.

Представители ответчиков Управления образования Брянской городской администрации и Управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району г. Брянска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено без их участия.

В ходе судебного разбирательства по делу представители указанных ответчиков иск признали частично, сообщив, что работы по оборудованию территории школы ограждением не выполнены из-за отсутствия денежных средств у образовательного учреждения, в плане капитального ремонта на 2011 год данное мероприятие не запланировано, денежные средства, предусмотренные бюджетом города на выполнение мероприятий по капитальному и текущему ремонту, направлены на выполнение иных мероприятий (ремонт кровель, замена и ремонт коммуникаций в учреждениях образования). В связи с чем, выделение денежных средств возможно только по мере финансирования из средств городского бюджета.

Представитель ответчика Брянской городской администрации в судебное заседание так же не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причину неявки не суду не сообщил, с согласия лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории Бежицкого района города Брянска функционирует МОУ «СОШ №». Школа создана в соответствии с постановлением администрации района и имеет статус юридического лица.

Основными задачами школы является воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.

В образовательном учреждении, согласно п. 2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, территория участка образовательного учреждения должна быть ограждена забором высотой 1,5 м. В МОУ «СОШ №»  ...  требуется установить ограждение длиной 565 м.

Таким образом, отсутствие соответствующего ограждения участка образовательного учреждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

Кроме того, согласно требованиям ст. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Несоблюдение требований по охране жизни и здоровья несовершеннолетних способствует проявлению терроризма, делает школу потенциально опасным объектом терроризма.

Согласно ст. 51 Федерального Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

МОУ «СОШ №»  ...  является муниципальным гражданским, некоммерческим средним общеобразовательным учреждением. В соответствии с Уставом школа выступает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. Источниками формирования имущества школы помимо бюджетных средств предусмотрены доходы, полученные от платных услуг и предпринимательской деятельности, разрешенных в школе; безвозмездные взносы организаций, учреждений и граждан; средства родителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Как установлено в судебном заседании МОУ «СОШ №»  ...  не имеет достаточных денежных средств для установки ограждения.

В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Имущество школы является муниципальной собственностью города Брянска, которое закреплено за школой на праве оперативного управления.

В соответствии со ст.ст. 44, 45 Устава города Брянска Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: по управлению всеми находящимися в ведении города учреждениями образования, финансированию муниципальных учреждений.

Бюджет города Брянска (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Управление образования Брянской городской администрации, являющееся учредителем школы, разрабатывает и представляет в установленном порядке Брянской городской администрации расчеты к проекту бюджета города по отрасли «Образование»; осуществляет финансирование муниципальных учреждений образования (является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование»); осуществляет организацию и проведение конкурсов на поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание оборудования для образовательных учреждений.

Получателем бюджетных средств является Отдел управления образования по Бежицкому району, который обеспечивает целенаправленное использование финансовых средств для образовательных учреждений района; несет ответственность за состояние финансовой деятельности в них.

Как установлено в судебном заседании, работы по оборудованию территории школы ограждением не выполнены из-за отсутствия средств у образовательного учреждения. Аналогичные сведения содержатся в информации Отдела управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району от 11.04.2011 года. Согласно вышеназванной справке, в плане капитального ремонта на 2011 год данное мероприятие не запланировано. Денежные средства, предусмотренные бюджетом города на выполнение мероприятий по капитальному и текущему ремонту, направлены на выполнение иных мероприятий.

При указанных обстоятельствах, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом, суд не находит правовых оснований для предоставления ответчикам более длительного срока для исполнения судебного решения по сравнению с заявленным в иске сроком, составляющим более года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Иск прокурора Бежицкого района г. Брянска удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»  ... , Управление образования Брянской городской администрации, Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району г. Брянска выполнить действия в пределах имеющихся полномочий по оборудованию территории образовательного учреждения ограждением - длиной 565 м., высотой 1,5 м.

При невозможности и непредоставлении учредителем - Управлением образования Брянской городской администрации денежных средств на указанные цели, обязанность по исполнению указанных действий возложить на Брянскую городскую администрацию в срок до декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение 10 дней.

Судья Масленникова А.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка