БЕЖИЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. БРЯНСКА  

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года Дело N 2-2503/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 20 декабря 2011г.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бобылевой Л.Н.

при секретаре Семиной А.Ю.

с участием представителя заявителя Степанова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пистюльги С.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением Бежицкой районной администрации города Брянска от 30.03.2009 № Пистюльга С.М. исключен из списка молодых специалистов, оставлен состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986 года.

Пистюльга С.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного решения Бежицкой районной администрации г. Брянска, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действующим Жилищным кодексом РСФСР он имел право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако в настоящее время по решению администрации он состоит на учете в общем Списке нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и по сообщению администрации предоставление ему жилого помещения возможно при подходе очередности и при наличии жилых помещений. Данным решением нарушено его право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель заявителя Степанов П.А. уточнил заявленные требования, просит признать незаконным распоряжение Бежицкой районной администрации города Брянска от 30.03.2009 № в части исключения Пистюльги С.М. из списка молодых специалистов и оставления его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986г., обязать Бежицкую районную администрацию города Брянска устранить допущенное нарушение, восстановив Пистюльгу С.М. на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке с 11.09.1986года.

Уточненные требования поддержал, пояснив, что Пистюльга С.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Исключая Пистюльгу С.М. из списка молодых специалистов и оставляя его состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986 Бежицкая районная администрация города Брянска распространила нормы ЖК РФ на факт и порожденные им правовые последствия, возникшие до введения в действие ЖК РФ, что является незаконным.

Представитель Бежицкой районной администрации г. Брянска надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив о причине неявки.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что решением исполкома Бежицкого районного совета народных депутатов № от 14.10.1986 г. Пистюльга С.М. был принят на учет с 11.09.1986г. по списку на льготную очередь как молодой специалист с составом семьи 3 человека, очередь 62. (л.д. 8)

В соответствии с п. 3 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего во время принятия Пистюльги С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, гражданам, окончившим высшее учебное заведение, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей жилое помещение предоставляется вне очереди.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации ( далее ЖК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Материалами дела и в судебном заседании установлено, что распоряжением Бежицкой районной администрации города Брянска от 30.03.2009 № принятым в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2006г. № « Об актуализации данных учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Брянске», письма Брянской городской администрации от 07.11.2008г. № об актуализации данных учета граждан в соответствии с положениями ЖК РФ, на основании решения жилищной комиссии районной администрации от 24.03.2009г №, исключила Пистюльгу С.М. из списка молодых специалистов с составом семьи 3 человека, оставив состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986г. По состоянию на 01.04.2009г. номер его очередности 286. (л.д. 38, 32)

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей категорию граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, Пистюльга С.М. не входит, что и явилось основанием для перевода его в общий список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Распоряжением Бежицкой районной администрации города Брянска от 30.04.2009г. на основании заявления Пистюльги С.М. внесены изменения в его учетное дело, считая состав его семьи 1 человек. (л.д. 34)

Заявитель, оспаривая распоряжение администрации от 30.03.2009 №, ссылается на его незаконность, что суд считает обоснованным.

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что Пистюльга С.М. имел право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении и состоял на учете нуждающихся в улучшение жилищных условий во внеочередном порядке, несмотря на это предусмотренное законом право им не реализовано с 1986г.

Вместе с тем, согласно ст. 40 Конституции Российской федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создать условия для осуществления прав граждан на жилище.

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-0-П, следует, что реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывая, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N 7-0).

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Таким образом, распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, вправе только законодатель.

Факт постановки Пистюльги С.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий возник до введения в действие ЖК РФ (т.е. до 1 марта 2005 г.). Правовым последствием этого факта является право Пистюльги С.М. состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во вне очередном порядке.

Исключая Пистюльгу С.М. из списка молодых специалистов и оставляя его состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986 Бежицкая районная администрация города Брянска распространила нормы ЖК РФ на факт и порожденные им правовые последствия, возникшие до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 года).

Вместе с тем законодателем обратная сила нормам ЖК РФ не придана. Новый Жилищный Кодекс РФ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Отсутствие в ЖК РФ категории граждан - молодые специалисты, предусмотренных в ранее действующем ЖК РСФСР, не является основанием для лишения заявителя права на льготы, которые были им приобретены по нормам ЖК РСФСР.

Суд считает, что с введением в действие ЖК РФ за Пистюльгой С.М. сохраняется право состоять в очереди на улучшение жилищных условий вне очереди, поскольку данное право не было реализовано.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, оснований снятия их с учета. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим. Соответственно, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.

Из материалов дела следует, что Пистюльга С.М. нуждается в жилом помещении, оснований для снятия его с жилищного учета не имеется. Он не является собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Он имеет временную регистрацию по октябрь 2012г. в жилом доме  ... , не принадлежащем ему.( л.д. 30)

С учетом изложенного суд находит распоряжение Бежицкой районной администрации г. Брянска от 30.03.2009г. № незаконным и считает, что право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди должно быть сохранено за Пистюльгой С.М. до предусмотренных законом оснований снятия его с жилищного учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 254, 256 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что Пистюльге С.М. направлялась выписка из распоряжения администрации ( исх. № от 12.04.2009г.) по  ... , однако сведений о получении им данной выписки не имеется. (л.д. 37)

При этом из материалов гражданского дела и учетного дела следует, что он по указанному адресу не проживал, так как с 31.03.2006г. он был зарегистрирован по  ... . (л.д. 27, 44)

При обращении в суд заявителем представлен ответ из администрации Бежицкого района г. Брянска от 21.09.2011г. по его жилищному вопросу. ( л.д. 9). По указанным основаниям суд считает, что заявителем срок обращения в суд не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявление Пистюльги С.М. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Бежицкой районной администрации г. Брянска от 30.03.2009г. № об исключении Пистюльги С.М. из списка молодых специалистов, нуждающихся в жилых помещениях, оставив его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 11.09.1986года.

Обязать Бежицкую районную администрацию г.Брянска восстановить Пистюльгу С.М. с составом семьи 1 человек на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке с 11.09.1986года.

Решение суда для устранения допущенного нарушения закона направить главе Бежицкой районной администрации города Брянска в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение 10 дней.

Председательствующий по делу, судья

Бежицкого районного суда г. Брянска Л.Н. Бобылева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка