• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 30 августа 2012 года Дело N 33-8750/2012
 

30 августа 2012 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Самойловой Н.Г.,

судей Волковой И.А., Бондаревой Н.И.

при секретаре Слета К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску А. к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, Министерству Обороны РФ о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения незаконным, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе А.

на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 02 июля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявленных исковых требований А. к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, Министерству Обороны РФ о:

- признании действий Министерства обороны Российской Федерации, департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, в лице ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, выразившихся в лишении А. и членов его семьи на получение Государственного жилищного сертификата для переселения из закрытого военного городка, располагавшегося по адресу: ... , незаконными;

- признании за А. и членами его семьи Л. и М. права на получение Государственного жилищного сертификата от Министерства Обороны Российской Федерации;

- обязании Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации в лице ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации восстановить А. в очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка на получение Государственного жилищного сертификата со времени первоначального принятия на учет с ... и до обеспечения Государственным жилищным сертификатом;

- обязании Министерства Обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации в лице ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации обеспечить выдачу Государственного жилищного сертификата на имя А. с учётом интересов членов его семьи - Л. и М., согласно восстановленной очереди;

- взыскании с Министерства Обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ солидарно в его пользу судебных расходов в размере <.......> - отказать.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

А. обратился в суд с иском к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения незаконным, понуждению к восстановлению в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата и его выдаче для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства, в обоснование заявленных требований указав, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» № <...> от ... (далее по тексту - подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством») он и члены его семьи относятся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка.

Решением жилищной комиссии войсковой части № <...> он был включён в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан установленных федеральным законодательством», а именно по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы по 2 категории «Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков».

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1470-Р от 19 августа 2011 года военный городок ... был исключён из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем ему поступило сообщение из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о лишении его права на получение Государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации для переселения по избранному месту жительства.

До настоящего времени он и члены его семьи не обеспечены жильём по избранному месту жительства.

Считая, что действия ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, связанные с лишением права на получение Государственного жилищного сертификата являются незаконными, поскольку придание обратной силы правовому акту, ухудшающему положение гражданина, не допускается, просил признать за ним и членами его семьи Л. и М. право на получение Государственного жилищного сертификата, признать незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в лице ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в лишении его и членов его семьи права на получение Государственного жилищного сертификата, обязать восстановить его в очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2014 годы, как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка, выдать Государственный жилищный сертификат на его имя с учётом интересов членов его семьи - Л. и М. на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства, согласно восстановленной очереди и взыскать солидарно в его пользу судебные расходы в размере <.......>.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе А. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением положений статей 40 и 46 Конституции Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года (далее по тексту - Закон о статусе военнослужащих). Кроме того, апеллятор полагает, что суд, вынося решение, нарушил требования ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), а именно требования законности и обоснованности решения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 20 января 1998 года (действовавшей в период с 1998 года по 2005 год, в том числе в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой она была включена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001года № 675), граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имели право на получение безвозмездных субсидий за счёт средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 в ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы», в которой согласно разделу 2 аналогичным образом предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее по тексту - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.

Подпунктом «б» пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в пункте 2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утверждёнными Правилами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-Р закрытые военные городки № <...> и № <...> ... были включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела «Вооруженные Силы Российской Федерации».

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-Р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела «Вооруженные Силы Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки № <...> и № <...> ... исключены из него, а следовательно утратили статус закрытых военных городков.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, при этом решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Как установлено судом первой инстанции, А. и члены его семьи проживали в закрытом военном городке ... .

На основании решения жилищной комиссии войсковой части № <...> от ... он и члены его семьи были включены в состав подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а затем на 2011-2015 годы как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

По состоянию на 2011 год право А. на получение Государственного жилищного сертификата подтверждено списками граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году и 2011 году по войсковой части № <...>, а также данными из войсковой части № <...>.

Из письма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ... № <...> следует, что лимитов денежных средств для отселения граждан из закрытых военных городков Министерством обороны Российской Федерации выделено не было.

На день рассмотрения гражданского дела, А., государственный жилищный сертификат не выдан, истец совместно с членами своей семьи супругой Л., матерью М. зарегистрирован и проживает в ... .

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

При таких данных, принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь требованиями приведённых норм права, суд первой инстанции обоснованного указал, что основания для предоставления истцу жилищного сертификата как лицу, подлежащему переселению из закрытого военного городка, на данный момент отсутствуют, поскольку данный статус в установленном законом порядке был населённым пунктом утрачен, в связи с чем жилищные условия истца не соответствуют установленными нормативными актами условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение, в связи с чем постановил правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что изменение статуса военного городка не должно влиять на реализацию истцом права как военнослужащего, уволенного по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, на получение жилья в избранном месте жительства, так как оно возникло до издания распоряжения Правительства Российской Федерации об исключении ... из перечня закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Исходя из положений статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, ФЦП «Жилище» на 2011-2015 года, пункта 5 Правил основанием, дающим право истцу на получение государственного жилищного сертификата по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного подпунктом «б» пункта 5 Правил, условия.

Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населённых пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населённых пунктов.

При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.

С момента утраты военным городком № <...> ... статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у А. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.

Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему и членам его семьи мер социальной поддержки на переселение по категории «Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», а, следовательно, подлежал исключению из состава участников ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы по данной категорииом ты ский закрытого военного городка № <...> п. ирующем порядок и.

Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку противоречат представленным суду доказательствам и обстоятельствам дела.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению судебной коллегии, также не могут быть приняты во внимание, как основание к отмене решения, поскольку они истцом указаны в качестве обоснования заявленных исковых требований, являлись предметом исследования и обсуждения суда первой инстанции и получили в решении надлежащую правовую оценку, изменять которую у судебной коллегии оснований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от 02 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.

Председательствующий:  
 подпись

Судьи:  
 подписи

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8750/2012
Принявший орган: Волгоградский областной суд
Дата принятия: 30 августа 2012

Поиск в тексте