• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 15 августа 2012 года Дело N 33-8248/2012
 

15 августа 2012 года г.Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Малышевой И.А.,

судей Шиповской Т.А., Веркошанской Т.А.,

при секретаре Чередниченко Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде

гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ГБУЗ «<.......>», Правительству Волгоградской области, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности прекратить сброс неочищенных сточных (канализационных) вод на рельеф местности, возложении обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель, проведении рекультивации земельного участка,

по апелляционной жалобе Министерства по Управлению государственным имуществом Волгоградской области

на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 28 июня 2012 года,

которым исковые требования удовлетворены частично,

заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя Мингосимущества Волгоградской области Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГБУКЗ ВОК «<.......>» Л., представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ГБУЗ «<.......>» с иском о понуждении прекратить сброс неочищенных сточных (канализационных) вод на рельеф местности и устранить последствия загрязнения земельного участка площадью <.......> кв.м., расположенного в районе <.......> м. от ворот въезда на территорию ГБУЗ «<.......>» в Кировском районе г. Волгограда в границе особо охраняемой территории третьей зоны округа горно-санитарной охраны Волгоградского местонахождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт» путем разработки проекта рекультивации и её проведения.

В обоснование требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту прорыва канализации вблизи санатория-профилактория ОАО «<.......>» и ГБУЗ «<.......>» в г. Волгограде, по результатам которой выявлены нарушения природоохранного и земельного законодательства. Канализационный коллектор, протяженностью <.......> м., расположенный по адресу: ... , где происходит утечка, является объектом государственной собственности Волгоградской области и согласно распоряжению Комитета по управлению госимуществом Администрации Волгоградской области от ... № <...> находится в оперативном управлении ГБУЗ «<.......>».

Сточные воды ГБУЗ «<.......>» по договору № <...> от ... подлежат направлению на очистные сооружения ОАО «<.......>». Между тем, ввиду изношенности канализационной сети на участке, находящемся в государственной собственности, транспортируемые канализационные стоки выходят на рельеф местности, в районе ... .

Проведенной проверкой установлен факт выхода сточных вод на поверхность почвы. Проба почвы по микробиологическим показателям, установленным СанПиН 2.1.7.1287-03, относится к категории «чрезвычайно опасная».

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил суд обязать администрацию Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерство здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «<.......>» прекратить сброс неочищенных сточных (канализационных) вод на рельеф местности в районе 600 м. от ворот въезда на территорию ГБУЗ «<.......>» в Кировском районе г. Волгограда, в границе особо охраняемой территории третьей зоны округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт». Указанные мероприятия провести в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на администрацию Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерство здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «<.......>» разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию земельного участка площадью <.......> кв.м., расположенного в районе <.......> м от ворот въезда на территорию ГБУЗ «<.......>» в Кировском районе г. Волгограда, в границе особо охраняемой территории третьей зоны округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт». Указанные мероприятия провести в течение <.......> месяцев со дня выполнения решения суда по прекращению сбора неочищенных сточных (канализационных) вод на рельеф местности.

В последующем судом произведена замена ответчика администрации Волгоградской области на Правительство Волгоградской области.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству по управлению госимуществом Волгоградской области.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от ... № <...> был утвержден проект и установлены границы округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт.

Согласно приложению № <...> к Приказу Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от ... № <...>, устанавливающему режимы хозяйственной деятельности в границах округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «Горная Поляна», юрский водоносный горизонт, на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности.

В силу ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Исходя из требований ч.1,2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст. 12 ЗК РФ Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствие с ч.ч. 1,3 ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, канализационный коллектор, протяженностью <.......> м., расположенный по адресу: ... , является объектом государственной собственности Волгоградской области и находится в оперативном управлении ГБУЗ «<.......>».

Сточные воды ГБУЗ «<.......>» подлежат направлению на очистные сооружения ОАО «<.......>». Однако, ввиду изношенности канализационной сети на участке, находящемся в государственной собственности, транспортируемые канализационные стоки выходят на рельеф местности в районе ... .

В ходе совместной проверки, проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, с привлечением лабораторий <.......>, ... и ... в районе <.......> метров от ворот въезда на территории ГБУЗ «<.......>», установлен факт выхода сточных вод на поверхность и последующее их поступление в бетонный лоток ливневой канализации, проходящий вдоль дороги и далее в выходов на поверхность почвы через оголовок колодца. Площадь загрязнения составляет <.......> кв.м. Сумма ущерба от загрязнения, рассчитанная специалистами Росприроднадзора, составляет <.......>.

Проба почвы, отобранная в <.......> м. от ворот въезда в ГБУЗ «<.......>», по микробиологическим показателям, установленными СанПиН 2.1.7.1287-03, относится к категории «чрезвычайно опасная».

Учитывая положения раздела 5 «Санитарно-эпидемиологических требований к качеству почвы СанПиН 2.1.7.1287-03» загрязненный земельный участок не может быть использован ни в каких целях до проведения работ по рекультивации почвы.

Заключением ФБУЗ «<.......>» от ... установлено, что в результате загрязнения почвы из-за прорыва канализации ГБУЗ «<.......>» по адресу: ... возможен риск причинения здоровью человека и окружающей среде через вторичное загрязнение источников питьевого водоснабжения - подземных и поверхностных вод в случае отсутствия системы обеззараживания данных сточных вод.

ГБУЗ «<.......>» является юридическим лицом, Уставом которого предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения Волгоградской области в лице Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области.

Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области (п.4.1 Устава).

При осуществлении оперативного управления имуществом, отраженным в балансе, Учреждение обязано: не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за Учреждением имущества (п.4.7 Устава).

Удовлетворяя исковые требования о понуждении ГБУЗ «<.......>», Правительство Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерство здравоохранения Волгоградской области в течение <.......> месяцев разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию земельного участка, суд исходил из такого вывода, что все указанные ответчики имеют непосредственное отношение к сложившейся ситуации по загрязнению почвы.

Суд указал, что ГБУЗ «<.......>» канализационный коллектор принадлежит на праве оперативного управления; функции и полномочия учредителя ГБУЗ «<.......>» осуществляет Министерство здравоохранения администрации Волгоградской области; контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области; собственником канализационной сети является Волгоградская область.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку судом первой инстанции не были учтены положения ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой обязанность по проведению мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством возлагается на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Лицом, эксплуатирующим канализационный коллектор, в данном случае является ГБУЗ «<.......>».

По указанным основаниям решение в части возложения обязанности по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и проведения рекультивации на лиц, не эксплуатирующих канализационный коллектор, не может быть признано законным и подлежит отмене.

В остальной части решение суда не оспаривается.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Волгограда от 28 июня 2012 года отменить в части возложения обязанности на Правительство Волгоградской области, Министерство по Управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерство здравоохранения Волгоградской области в течение <.......> месяцев со дня выполнения решении суда разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию земельного участка площадью <.......> кв.м., расположенного в районе <.......> м. от ворот въезда на территорию ГБУЗ «<.......>» в Кировском районе г. Волгограда в границе особо охраняемой территории третьей зоны округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт».

В удовлетворении исковых требований Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Волгоградской области, Министерству по Управлению государственным имуществом Волгоградской области, Министерству здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию земельного участка площадью <.......> кв.м., расположенного в районе <.......> м. от ворот въезда на территорию ГБУЗ «<.......>» в Кировском районе г. Волгограда в границе особо охраняемой территории третьей зоны округа горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «<.......>» юрский водоносный горизонт» отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:  




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8248/2012
Принявший орган: Волгоградский областной суд
Дата принятия: 15 августа 2012

Поиск в тексте