СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 августа 2012 года Дело N 33-8164/2012

«30» августа 2012 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего - Малышевой И.А.,

судей: Федоренко И.В., Кузнецовой Г.М.,

при секретаре Пименовой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.И., действующей в интересах несовершеннолетней В.А. к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда об обязании предоставить путевку на поступление в муниципальное дошкольное образовательное учреждение,

по апелляционной жалобе департамента по образованию администрации Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 21 июня 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., судебная коллегия

установила:

В.И. обратилась в суд с иском к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации города Волгограда об обязании предоставить путевку на поступление в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

В обоснование заявленных требований указала, что 19 мая 2010 года ее дочь была поставлена на учет в МОУ детский сад № <...> Тракторозаводского района г. Волгограда. В 2011 году В.А. была зарегистрирована в МДОУ ДС № <...> Краснооктябрьского района г. Волгограда с сохранением даты постановки на учет. С момента постановки на учет прошло более двух лет. Несмотря на неоднократные обращения в Краснооктябрьское территориальное управление комитета по образованию администрации города Волгограда ответчик отказывает в выдаче путевки на поступление в детский сад.

Просила суд с учетом уточненных требований возложить обязанность на Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В.А.,  ...  рождения путевку на поступление в любое МДОУ Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Решением Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 21 июня 2012 годам исковые требования В.И. действующей в интересах несовершеннолетней В.А., 2009 года рождения к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда об обязании предоставить путевку на поступление в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Краснооктябрьского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе Департамент по образованию администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, ссылаясь на то, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности; льгот на поступление в дошкольное учреждение В.И. не имеет; судом не указан материальный закон для понуждения к предоставлению места В.А. в дошкольном учреждении в группе полного дня; на момент комплектования групп В.А. не было трех лет; количество мест в дошкольных учреждениях ограничено санитарными нормативами, правилами пожарной безопасности; текст вынесенного решения содержит сведения, не относящиеся к данному делу; возложение обязанности предоставить место В.А. в течение трех месяцев не основано на законе.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Т., поддержавшего исковые требования, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

В силу п. 6 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, протокол судебного заседания от 21 июня 2012 года не подписан председательствующим и секретарем судебного заседания, следовательно, в деле отсутствует надлежаще оформленный протокол судебного заседания.

В связи с указанными обстоятельствами судебной коллегией рассмотрение дела в апелляционном порядке осуществлено по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о чем вынесено соответствующее определение от 16 августа 2012 года.

Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

По смыслу приведенной правовой нормы, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 указанного закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В силу п. 3 ст. 49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского городского совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362, в соответствии с которым учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее образованием, т.е. департамент по образованию.

Как видно из материалов дела, В.И. является матерью В.А.,  ...  года рождения (л.д.8).

...  В.И. было выдано уведомление о том, что В.А.,  ...  года рождения записана в Книге учета будущих воспитанников МОУ детского сада № <...>, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Тракторозаводского района г.Волгограда (л.д.9).

В связи с переездом семьи в Краснооктябрьский район г. Волгограда в 2011 году В.А. была зарегистрирована в МДОУ ДС № <...> Краснооктябрьского района г. Волгограда с сохранением даты постановки на учет.

На момент рассмотрения дела в суде возраст В.А. - 2 года и 9 месяцев, с момента постановки на учет будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждениях прошло более 2 лет.

Судебная коллегия полагает, что таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении, как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.

Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, поскольку финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органами полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15,14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечить сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансирование которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий, в связи с чем доводы ответчика о том, что льгот на поступление в дошкольное учреждение В.И. не имеет, несостоятельны.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что исковые требования В.И. к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда об обязании предоставить путевку на поступление в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Краснооктябрьского района подлежат удовлетворению в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 21 июня 2012 года - отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования В.И., действующей в интересах несовершеннолетней В.А. к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда об обязании предоставить путевку на поступление в муниципальное дошкольное образовательное учреждение - удовлетворить.

Обязать Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить В.А.,  ...  года рождения место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении, расположенном в Краснооктябрьском районе города Волгограда, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка