• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 30 августа 2012 года Дело N 33-8677/2012
 

от 30 августа 2012 года № 33-8677/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Малышевой И.А.,

судей Кузнецовой Г.М., Федоренко И.В.,

при секретаре Скоробогатовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента по образованию администрации Волгограда на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2012 года, которым исковые требования Павловой Юлии Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Павловой Полины Владимировны, к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о признании незаконным отказа в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ее дочери место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Волгограда были удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кузнецовой Г.М., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

23 мая 2012 года Павлова Ю.С. обратилась в Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда с заявлением о предоставлении ее дочери - П., ... года рождения, направления в МДОУ № <...>.

Между тем, связи с отсутствием свободных мест, в предоставлении места в МДОУ было отказано.

Не согласившись с данным отказом, Павлова Ю.С. обратилась в суд с иском к Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда и с учетом уточнений просила признать отказ ответчика в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и возложить обязанность на Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации г. Волгограда предоставить ее дочери П. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждение г. Волгограда, находящееся на разумном географическом удалении от места жительства ребенка в группу полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2012 года отказ Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда Павловой Юлии Сергеевне в предоставлении ее дочери П., ... года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении признан незаконным, на ответчика возложена обязанность предоставить П., ... года рождения, место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении Тракторозаводского района г. Волгограда, находящееся на разумном географическом удалении от места жительства ребенка в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с данным решением, Департаментом по образованию администрации Волгограда подана апелляционная жалоба, в которой оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, указывая при этом, что в решении не указан материальный закон для понуждения к совершению действий по предоставлению места в дошкольном учреждении в группе полного дня, а также нет ссылки на норму права, в соответствии с которой ответчик обязан предоставить путевку в ДОУ в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации «Об образовании», - государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.2006 № 5-П указал, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства является обеспечение прав каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Закрепляя право на образование, и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Решением Волгоградской городской Думы Волгоградской городской Думы от 16 февраля 2011 г. N 42/1316 утверждено Положение о Тракторозаводском территориальном управлении департамента по образованию администрации Волгограда, которое осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тракторозаводского района Волгограда, а также организации отдыха детей в каникулярное время; организует предоставление гражданам общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Тракторозаводского района Волгограда в пределах полномочий, делегированных Территориальному управлению.

В силу ст. 15 Основного Закона Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Таким образом, из изложенных нормативно правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не следует, что право граждан Российской Федерации на дошкольное образование реализуется в «очередном» порядке. Наоборот, государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важных социальных гарантий.

Разрешая спор, суд установил, что Павлова Ю.С. приходится матерью П., ... года рождения, которая была поставлена на учет в МОУ Тракторозаводского района г. Волгограда для получения дошкольного образования по месту жительства.

Письмом от 30 мая 2012 года № <...> Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда Павловой Ю.С. указано, что в очереди в МОУ детские сады П. числится под номером 684, и рассмотрение вопроса о предоставлении места в детском саду Тракторозаводского района будет произведено на комиссии по комплектованию МОУ Тракторозаводского района г. Волгограда в апреле-мае 2013 года, в порядке общей очереди.

В связи с чем, до настоящего времени ребенок истца не зачислен в детский сад.

При этом согласно пункту 3.4 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Приказом департамента по образованию администрации Волгограда от 18.03.2011 № 174, в ред. от 07.06.2011 № 497, заявитель имеет право зарегистрировать ребенка как будущего воспитанника только в одном выбранном им муниципальном образовательном учреждении. Повторные заявления к рассмотрению не принимаются. Выявленные повторные учетные записи ребенка в электронном реестре удаляются.

Ссылку представителя третьего лица администрации Волгограда о том, что исковые требования Павловой Ю.С. не подлежат удовлетворению, поскольку в детских дошкольных учреждениях Тракторозаводского района г. Волгограда не имеется вакантных мест, суд обоснованно признал несостоятельной, поскольку в силу ст. 15 Основного Закона РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах отказ Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда в предоставлении места в детском саду П. является незаконным и нарушает право ребенка на получение доступного дошкольного образования.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда.

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 03 июля 2012 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу Департамента по образованию администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-8677/2012
Принявший орган: Волгоградский областной суд
Дата принятия: 30 августа 2012

Поиск в тексте