СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 ноября 2012 года Дело N 33-11191/2012

9 ноября 2012 года гор. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Гантимурова И.А.,

судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.,

при секретаре Пахотиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паниной Анастасии Владимировны к Советскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

по апелляционной жалобе Департамента по образованию администрации Волгограда

на решение Советского районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Паниной Анастасии Владимировны к Советскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить частично.

Возложить на Советское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда обязанность предоставить Паниной Анастасии Владимировне для П.В.,  ...  рождения путевку на поступление в группу полного дня в дошкольное образовательное учреждение в Советском районе г. Волгограда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части иска о предоставлении путевки на поступление в группу полного дня в дошкольное образовательное учреждение при определенных условиях: в территориальной близости к месту проживания -отказать».

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав представителя ответчика Советского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда - по доверенности К.Т.Г.., Г.А.Д.., поддержавших доводы жалобы, возражения истца Паниной А.В., против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Панина А.В. обратилась в суд с иском к Советскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование заявленных требований указала, что 03 марта 2010 года её дочь П.В.. была поставлена на учет в МОУ прогимназию № 2 на получение дошкольного образования. Однако до сих пор ей не предоставлена возможность реализовать своё право на бесплатное дошкольное образование. На неоднократные обращения в Советское территориальное управление комитета по образованию администрации города Волгограда ответчик отказывает в выдаче путевки на поступление в детский сад.

Просила суд возложить на Советское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда обязанность предоставить П.В.,  ...  рождения в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении, расположенном в территориальной близости к месту проживания, находящиеся в Советском районе г. Волгограда.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент по образованию администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

По смыслу приведенной правовой нормы, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 указанного закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В силу п. 3 ст. 49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского городского совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362, в соответствии с которым учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее образованием, т.е. департамент по образованию.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Панина А.В. является матерью П.В..,  ...  рождения.

3 марта 2010 года П.В.. была поставлена на учет в МОУ прогимназию № 2 на получение дошкольного образования.

В настоящее время несовершеннолетняя числится в книге будущих воспитанников Советского района г. Волгограда в прогимназию № 2 под регистрационным номером в едином реестре -10060216, номер очереди по району с учетом возраста (в своей возрастной группе) - 76, номер очереди в районе без учета возраста - 263.

Согласно списку детей 2012 года на зачисление в МОУ прогимназию № 2 Советского района г. Волгограда в 2012/2013 учебном году, несовершеннолетняя П.В.., в данном списке не значится.

Панина А.В. неоднократно обращалась в Советское Территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда с просьбой предоставить место в группе полного дня ее дочери, однако ей в этом было отказано.

На момент рассмотрения дела в суде возраст П.В. составляет 2 года и 9 месяцев, однако до настоящего времени она лишена возможности посещать МДОУ.

Таким образом, основываясь на нормах действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления в лице Советского территориального управления департамента по образованию администрации города Волгограда обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения.

Таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.

Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.

Доводы апелляционной жалобы Департамента по образованию администрации Волгограда о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.

Доводы о том, что возложение обязанности предоставить место П.В.. в течение 1 месяца не основано на законе, не влекут отмену судебного акта, поскольку в силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по образованию администрации Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий:  

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка