СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года Дело N 33-5972

15 ноября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе

председательствующего судьи Денисова Ю.А.,

судей Глазовой Н.В., Степановой Е.Е.,

при секретаре Горюшкине А.Ф., -

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В. гражданское дело по иску Т. к Главному управлению МЧС России по Воронежской области, Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, о восстановлении в списке сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий и установлении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в первоочередном порядке,

по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по доверенности З.,

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 апреля 2012 года,

(судья Хрячков И.В.)

установила:

Т. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Воронежской области и жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области о восстановлении в очереди на получение жилья и выдаче жилищного сертификата. Истица просила признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в сводном списке военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области и подчиненных подразделений, не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями для постоянного проживания. Кроме того, истица просила обязать жилищно-бытовую комиссии М ЧС России по Воронежской области восстановить ее в очереди сводного списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания с «дата»; обязать Главное управление МЧС России по Воронежской области предоставить ей жилищный сертификат в соответствии с действующими нормативами.

Впоследствии истица уточнила ответчиков, указав в качестве них также Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство регионального развития РФ, Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Кроме того, истица уточнила исковые требования и просила:

- признать незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области, оформленное протоколом №*от «дата» об исключении Т. из сводного списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области и подчиненных подразделений, не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении служебными помещениями и жилыми помещениями для постоянного проживания;

- обязать Главное управление МЧС России по Воронежской области и Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить ее в списке военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области и подчиненных подразделений не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на очередь для получения жилья с «дата»;

- признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «жилище на 2011-2015 г.г.» и признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата;

- обязать Главное управление МЧС России по Воронежской области передать учетное дело - участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в целях получения государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке;

- обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» представить в Министерство регионального развития РФ заявку на выпуск государственного жилищного сертификата;

- обязать Министерство регионального развития РФ издать приказ о выдаче государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке и направить бланк этого сертификата в Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

- обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» оформить государственный жилищный сертификат и выдать государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке на приобретение жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 апреля 2012 года исковые требования Т. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по доверенности З. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права, а именно не соответствует Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта №2006 года №153. Кроме того, решение заведомо неисполнимо. Сертификаты выпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Заказчик подпрограммы выдает бланки сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти. При этом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не является государственным заказчиком, а является органом, осуществляющим вручение данных сертификатов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда по следующим основаниям.

В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (часть 6 ст. 330 ГПК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Т. с «дата» по «дата» проходила службу на офицерских должностях, содержащихся за счет федерального бюджета, в органах МВД, затем в Государственной противопожарной службе МЧС России.

Решением Жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области от «дата» она была поставлена на очередь военнослужащих и сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта, т.е. с «дата».

Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области от «дата» истицу включили в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по Главному управлению МЧС России по Воронежской области.

Приказом №* по личному составу Главного управления МЧС России по Воронежской области от «дата» Т. уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность службы истицы на день увольнения в календарном исчислении составляет **лет *месяц, в льготном исчислении - **лет * месяцев ** дней.

«Дата» у истицы отобрано обязательство о том, что в связи с получением жилищного сертификата она обязуется сдать имеющееся жилье (место в общежитии, где она проживает). В «дата» Т. вручена выписка из протокола №* заседания жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области от «дата», с решением комиссии, согласно которого, истицу исключили из сводного списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области и подчиненных подразделений, не имеющих и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения Т. выдан не был, как и не было предоставлено жилое помещение.

Снятие истицы с очереди мотивировано тем, что согласно Федеральному закону №122-ФЗ от 22 августа 2004 года часть 2 ст. 8 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», в которой предусматривалось предоставление жилья сотрудникам Государственной противопожарной службы из различных источников финансирования в первоочередном порядке, утратила силу с 01 января 2005 года.

Удовлетворяя исковые требования Т., суд первой инстанции правильно установил характер возникших между сторонами спорных правоотношений и применил закон, подлежащий применению в частности: Указами Президента РФ №825 от 28 июня 1999 года, №1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08 мая 2005 года N№531), №1153 от 2 октября 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 17 апреля 2003 года №444), №796 от 21 июля 1992 года, №868 от 11 июля 2004 года; ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции» (действовавшим на дату принятия ответчиком решения о снятии истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях); Постановлениями Правительством РФ №1095 от 29 сентября 1999 года, №675 от 17 сентября 2001 года, №153 от 21 марта 2006 года, №865 от года от 31 декабря 2005 года, №1054 от 06 сентября1998 года, №385 от 20 июня 2005 года, №1050 от 17 декабря 2010 года; Приказами МЧС РФ №44 и МВД №84 от 31 января 2002 года; Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1, Приказами МВД №1038 от 14 декабря 1999 года, №345 от 24 мая 2003 года, Приказом МЧС РФ №372 от 06 августа 2004 года.

При этом суд пришел к верному выводу о наличии у истицы статуса сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России, который в соответствии с действующим законодательством определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал право истицы состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, признал незаконным и отменил решение жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области, оформленное протоколом №* от «дата», которым Т. была исключена из списка военнослужащих и сотрудников Главного управления МЧС России по Воронежской области и подчиненных подразделений, не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и возложил на ответчиков обязанность восстановить нарушенное право, в конечном счете, выдав государственный жилищный сертификат.

Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд незаконно возложил на ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» обязанность выдать Т. государственный жилищный сертификат в первоочередном порядке, в связи с тем, что указанная организация не является государственный заказчиком.

В соответствии с Паспортами подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)» государственным заказчиком указанной подпрограммы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно п. п. 3, 28, 35 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)», утвержденных Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы, т.е. Министерством регионального развития Российской Федерации, которое на основании заявок МЧС России и ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» издает приказ о выдаче сертификатов и направляет бланки этих сертификатов в указанное министерство.

Доводы жалобы о том, что выпуск и распределение сертификатов на соответствующий год осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, не может служить основанием для отказа в восстановлении нарушенного права гражданина. Государство приняло на себя обязательства по обеспечению жильем определенных категорий граждан, соответственно, оно обязано определить финансовые механизмы для реализации принятых на себя обязательств. Кроме того, в апелляционной жалобе отсутствует довод об отсутствии в бюджете средств на реализацию принятого судебного решения, не представлено каких-либо доказательств в обоснование этого. В связи с этим, доводы о неисполнимости судебного решения судебная коллегия находит надуманными.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются представленными материалами дела, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.

К тому же доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда фактически сводятся к переоценке правильных по существу выводов суда, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют.

Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда достаточно аргументированы ссылками на действующее законодательство и являются верными. В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нормы процессуального права, влекущие отмену решения суда, при рассмотрении дела также не нарушены.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по доверенности З. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка