СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 года Дело N 33-2113

«19» апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Бабкиной Г.Н.,

судей: Шабановой О.Н., Зелепукина А.В.,

при секретаре Свечниковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В.,

гражданское дело по исковому заявлению Сафоновой к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка,

по апелляционной жалобе Сафоновой на решение Центрального районного суда г.Воронеже от 31.01.2012.

(судья Юрченко Е.П.)

У С Т А Н О В И Л А :

Сафонова обратилась в суд с иском, указав, что является инвалидом, в связи с чем, в установленном законом порядке подала документы в Управу Коминтерновского района городского округа г.Воронежа, где с 20.06.2011 была утверждена в числе граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Истец обратилась к ответчику с заявлением о выделении ей земельного участка в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-03, однако, ей было отказано в связи с отсутствием сформированных земельных участков. Считая, что своими действиями ответчик нарушает ее права на бесплатное предоставление земельного участка и уклоняется от исполнения своей обязанности, предусмотренной ст.30 ЗК РФ, просит обязать ответчика предоставить ей как инвалиду на основании ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Решением Центрального районного суда от 31.01.2012 в исковых требованиях Сафоновой отказано в полном объеме (л.д. 31-36).

В апелляционной жалобе Сафонова просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 40).

Ответчик по делу ДИЗО ВО, а также третье лицо по делу Администрация городского округа город Воронеж, извещенные о дне и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных участников процесса.

Сафонова представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено, что Сафонова является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ. Постановлением управы Коминтерновского района городского округа г.Воронеж Сафонова поставлена на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство с 20.06.2011, в порядке очередности после граждан, состоящих на учете в Управе района до принятия Постановления Главы администрации городского округа город Воронеж №1536 от 13.11.2008 «Об утверждении правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж».

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.. . Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

Закон Воронежской области №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» от 13.05.2008 предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства.

Статья 13 вышеуказанного Закона, предусматривает, что право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане Российской Федерации, включая и инвалидов. При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Указанный порядок закреплен также п. 7 ст. 13 Закона Воронежской области № 25-ОЗ.

Постановка на учет на бесплатное предоставление земельного участка на территории г. Воронежа осуществляется Управами районов г. Воронежа в соответствии с «Правилами учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории г.о.г. Воронеж», утвержденными постановлением главы городского округа г. Воронеж от 13.11.2008.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Сафонова не представила доказательств наличия у неё права на внеочередное получение земельного участка, поскольку как инвалид имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства только в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет, тогда как вне очереди земельный участок представляется гражданам, имеющим трех и более детей, семьям, имеющим детей-инвалидов, а также гражданам, лишившимся жилого помещения, включенным в список пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, объявленных в установленном законом порядке ( п. 7 ст. 13 Закона).

Кроме того, суд первой инстанции в решении обоснованно сослался на тот факт, что без предварительного формирования земельного участка, утверждения схемы расположения границ земельного участка, межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет как объекта недвижимости невозможно предоставление его истице, что вытекает из требований ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которой предоставлению земельного участка предшествует процедура его формирования. Полномочия по формированию земельного участка принадлежат органам местного самоуправления. При этом в соответствии п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое вынесено при правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г.Воронежа от 31.01.2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сафоновой - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка