• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 25 октября 2012 года Дело N 33-5441
 

«25» октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам

Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Кузнецовой Л.В.

судей: Свечкова А.И., Трофимовой М.В.

при секретаре Кудаеве Б.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.

гражданское дело по заявлению Пирогова В.П. об оспаривании постановления руководителя Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 13.10.2010 № 1806,

по апелляционной жалобе Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж,

на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 24 июля 2012 года

(судья райсуда В.А.Слепцов)

У С Т А Н О В И Л А:

Пирогов В.П. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил отменить постановление руководителя Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 13.10.2010 года № 1806 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Пирогова В.П., Пирогову Л.Л., Пирогова А.В., Пирогова И.В.», взыскать с Управы в его пользу *** руб. в качестве компенсации морального вреда, взыскать денежную сумму, потраченную на восстановление нарушенного права.

Заявленные требования мотивировал тем, что в 1993 году он составом семьи 4 человека встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Левобережного района г. Воронежа. Письмами Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 10.03.2010, от 04.05.2010 ему было предложено представить ряд документов, в том числе и подлинник удостоверения на право пользования льготами.Указанные в письмах документы им были предоставлены, однако вместо подлинника удостоверения он предоставил заверенную военкоматом его копию.Постановлением руководителя Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 13.10.2010 года № 1806 его семья была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по основанию, предусмотренному п.п. «е» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998года № 1054, а также п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Считает, что указанные нормы права применены в отношении него необоснованно, поскольку никаких документов, которые бы не соответствовали действительности он в администрацию, а позднее в Управу Левобережного района не представлял. Уведомление о снятии с учета он не получал. В октябре 2011 года узнал о наличии постановления о снятии с учета. Как только получил копию постановления, то подал заявление об оспаривании вышеуказанного постановления по месту своего жительства, однако его заявление было возвращено, поэтому в марте 2012 года он обратился с настоящим заявлением в Левобережный районный суд (л.д. 4-13).

Определением Левобережного районного суда г. Воронежа от 24 июля 2012 производство по делу в отношении требований Пирогова В.П. к Управе о компенсации морального вреда прекращено (л.д. 84-85).

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 24 июля 2012 года заявление Пирогова В.П. удовлетворено: постановление руководителя Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж от 13.10.2010 года № 1806 «о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Пирогова В.П., Пироговой Л.Л., Пирогова А.В., Пирогова И.В.» отменено, с Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж (за счет средств бюджета городского округа г. Воронеж) в пользу Пирогова В.П. взысканы судебные расходы в размере *** руб. (л.д. 83, 86-89).

В апелляционной жалобе Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж ставится вопрос об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права (л.д.97-100).

Представитель Управы Левобережного района городского округа г. Воронеж Бегина Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и при этом исходит из следующего:

В силу требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу суд не усматривает.

Следовательно, в данном случае суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, незаконными и подлежащими отмене могут быть признаны решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если ими:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 г. N 4338-1, действовавшего на момент увольнения Пирогова В.П. с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются в списки нуждающихся в улучшении жилищный условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

В силу п. 4 Директивы Министерства обороны Российской Федерации N Д-74 от 04.08.1993 г., действующей на период увольнения Пирогова В.П. с военной службы, командиры воинских частей, обязаны были своевременно направлять в военные комиссариаты пакет необходимых документов для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, военнослужащих уволенных с военной службы, в том числе и копию удостоверения на право пользования льготами.

Согласно п. 2 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. за N 76-ФЗ ( в ред. от 25.06.2012) "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 (далее Правила), право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:

заявление на имя главы муниципального образования;

выписка из личного дела о составе семьи;

выписка из домовой книги;

копия финансового лицевого счета;

выписка из личного дела о дате и месте призыва;

документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, подполковник запаса Пирогов В.П. уволен с военной службы 05.11.1993 по истечении срока военной службы и достижения предельного возраста (л.д.27).

Постановлением главы администрации Левобережного района г. Воронежа от 10.11.1993 года № 2601 «О постановке на учет офицеров, прапорщиков, уволенных в запас и отставку и кадровых военнослужащих, о снятии с квартирного учета военнослужащих, незаконно поставленных на учет» Пирогов В.П. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи четыре человека: он, жена - Пирогова Л.Л., сын - Пирогов А.В., сын - Пирогов И.В., на основании документов, представленных командиром войсковой части № 19163.

10.03.2010 года Управой Левобережного района ГО г. Воронеж было подтверждено нахождение Пирогова В.П. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1993 года, при этом ему было предложено представить ряд документов, в том числе и подлинник удостоверения на право пользования льготы (л.д.18).

13.10.2010 года постановлением руководителя управы Левобережного района городского округа г. Воронеж № 1806 Пирогов В.П., Пирогова Л.Л., Пирогов А.В., Пирогов И.В. сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. "е" ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, п. 6 ст. 56 ЖК РФ (л.д.29).

В силу п. "е" ст. 26 вышеуказанных Правил граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Аналогичные требования содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, регулирующих данные правоотношения.

При этом, по смыслу положений ст. 249 ГПК РФ, факт законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должны доказать орган или лицо, чьи решение, действия (бездействие) обжалуются.

Доказательств того, что представленные заявителем документы, послужившие основанием для его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствуют действительности, Управа Левобережного района городского округа города Воронежа ни в суд первой инстанции, ни апелляционной инстанции не предоставила.

Снимая истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Управа права Левобережного района городского округа города Воронежа исходила из того, что им не был представлен подлинник удостоверения на право пользования льготами, военным комиссариатом Левобережного района г. Воронежа предоставлена лишь его копия.

Тогда как приведенные выше нормы действовавшего и действующего законодательства не предусматривали и не предусматривают в качестве документа, являющегося основанием для постановки на очередь и предоставляемого в адрес органа местного самоуправления, подлинник удостоверения на право пользования льготами.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Пироговым В.П. требований.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия соглашается с утверждением суда первой инстанции о том, что сам по себе факт не предоставления подлинника удостоверения направо пользования льготами сам по себе не может служить основанием для вывода об отсутствии такового права и о предоставлении документов, не соответствующих действительности.

При этом, Управа Левобережного района городского округа города Воронежа в апелляционной инстанции указывает, что при постановке Пирогова В.П. составом семьи 4 человека на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1993 году законодательством не был определен пакет необходимых документов.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу о необходимости восстановления Пирогову В.П. срока на обращение в суд, установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ.

Указанный вывод является правильным, начало течения срока и его окончание определены верно, в связи с чем судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 24 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управы Левобережного района городского округа г. Воронежа - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-5441
Принявший орган: Воронежский областной суд
Дата принятия: 25 октября 2012

Поиск в тексте