СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2011 года Дело N 33-410

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Афанасьевой Т.В., Кашиной Л.И.

при секретаре Дурандиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Афанасьевой Т.В.

27 января 2011 года

дело по кассационной жалобе мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 26 октября 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Жарыгина А.В. удовлетворить.

Обязать мэрию города Ярославля предоставить Жарыгину А.В. на семью из 1 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления, установленной в г. Ярославле для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке».

Заслушав доклад судьи областного суда Афанасьевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Жарыгин А.В. обратился в суд с иском к Правительству Ярославской области, мэрии города Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля о признании постановления главы территориальной администрации Красноперекопского района от 03.07.2002г. № 185 в части закрепления за ним жилого помещения по адресу:  ... , утратившим силу; обязании Правительства Ярославской области выделить мэрии города Ярославля денежные средства для приобретения жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и предоставления данного жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля от 03.07.2002г. №185 за ним была закреплена жилая площадь по адресу:  ... . 22.09.2005г. по указанному адресу произошел пожар, дом стал непригодным для проживания. В апреле 2010г. Жарыгин А.В. вернулся по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, трудоустроился в июле 2010 г. Иного жилого помещения не имеет. В настоящее время проживает временно у бабушки Жарыгиной Г.Г. Распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от 23.06.2010 г. № 279 он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; считает, что наделен правом на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В процессе рассмотрения дела Жарыгин А.В. исковые требования уточнил, просил обязать мэрию города Ярославля предоставить ему по договору социального найма на семью из 1 человека благоустроенное жилое помещение по норме предоставления в городе Ярославле для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда.

Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Жарыгин А.В. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение уничтожено по не зависящим от него обстоятельствам, в настоящее время истец фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилой площадью не ущемляет права других граждан, которые приобрели право на внеочередное предоставление жилого помещения ранее истца. Государственные полномочия Ярославской области по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Жарыгин А.В. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил службу в Вооруженных Силах РФ. Вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, находятся в компетенции органов местного самоуправления, обязанность по внеочередному предоставлению истицу жилого помещения лежит на мэрии г. Ярославля.

С данным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

С доводами кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права - социальная поддержка детей-сирот является расходным обязательством субъектов РФ; данной категории граждан жилые помещения предоставляются из жилищного фонда РФ; полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам возлагаются на исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; муниципальное образование может быть наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан, в случае наделения соответствующими полномочиями; предоставление осуществляется за счет специально предоставленных субвенций из бюджета субъекта - судебная коллегия не соглашается.

При рассмотрении спора судом правильно применен материальный закон, а поэтому доводы кассационной жалобы, касающиеся нарушения судом материального закона, основаны на ином неправильном истолковании закона, и не могут являться основанием для отмены решения суда.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ст. 8 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона Ярославской области от 16.12.2009 г. № 70-з органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, в соответствии с Законом Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма».

Из анализа вышеуказанных правовых норм, совокупного их толкования со ст. ст. 13, 15,16 Закона ЯО от 11.07.2005 г. № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», учитывая порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Ярославской области, в том числе и целевых средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, за счет средств областного бюджета, установленный Постановлением Правительства Ярославской области от 27.03.2008г. № 66-п в редакции Постановления Правительства Ярославской области № 587-п от 10.06.2009 года, обязанность по предоставлению Жарыгину А.В. жилого помещения обоснованно возложена судом первой инстанции на Мэрию г. Ярославля.

Довод кассационной жалобы о том, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам однократно вне очереди по месту их выявления и первичного устройства, не состоятелен, т.к. Закон ЯО от 07.12.2004 г. № 48-з, на который ссылается кассатор, утратил силу с 06.04.2009 г.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является правильным, доводы кассационной жалобы не содержат предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет кассационную жалобу мэрии г. Ярославля без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу мэрии г. Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 26 октября 2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка