СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2012 года Дело N 33-4266/2012

г. Тюмень 19 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,

судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,

при секретаре Буслович Н.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 июня 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бегиевой Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации г.Тюмени в предоставлении социальной выплаты Бегиевой Е.В..

Обязать Администрацию г.Тюмени предоставить социальную выплату Бегиевой Е.В. на состав семьи 2 человека путем оформления и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя ответчика Хасановой Г.А., действующей на основании доверенности от 08 сентября 2011 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Бегиевой Е.В. и ее представителя Хмилевской И.М., действующей на основании доверенности от 17 сентября 2012 года, полагавших, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия,

установила:

Бегиева Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени и возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты молодой семье с составом семьи из двух человек путем оформления и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что распоряжением главы г.Тюмени от 20 июля 2006 года молодая семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении. В 2008 году истец обратилась к ответчику с целью получения социальной выплаты на приобретение жилья. 02 февраля 2011 года Бегиева Е.В. заключила с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор и с использованием кредитных средств приобрела квартиру <....>, общей площадью 44,60 кв.м.. 02 декабря 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты, однако письмом от 23 декабря 2011 года Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени отказал ей в перечислении социальной выплаты, ссылаясь на то, что на семью приходится более нормы общей площади жилого помещения.

Истец Бегиева Е.В. и ее представитель Хмилевская И.М. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Михайлов Р.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив суду, что подпунктом «д» пункта 1.1 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п, установлено ограничение в использовании социальной выплаты: социальная выплата не может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, полученным после 01 января 2011 года, а молодая семья Бегиевой Е.В. обратилась с заявлением от 02 декабря 2011 года на погашение ипотечного жилищного кредита, полученного после 01 января 2011 года. Также при проверке сведений в предоставленных Бегиевой Е.В. документах установлено, что на молодую семью Бегиевой Е.В., состоящую из двух человек, приходится более нормы общей площади жилого помещения, что учтено при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении.

Представитель третьих лиц Тарасова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г. Тюмени. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда в полном объеме и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Ссылается на то, что участие молодых семей в подпрограмме 2011-2015 годов регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», а также Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденных постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п, в подпункте «д» пункта 1.1. которого установлено, что социальная выплата не может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, полученным после 01 января 2011 года. При этом ответчик указывает, что семья Бегиевой Е.В. обратилась с заявлением от 02 декабря 2011 года именно на погашение ипотечного жилищного кредита, полученного после 01 января 2011 года. По мнению ответчика, одним из оснований участия в подпрограмме является признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, учетная норма площади жилого помещения составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, приобретенная семьей истца квартира площадью 44,6 кв.м., следовательно, на молодую семью Бегиевой Е.В., состоящую из двух человек, приходится более нормы общей площади жилого помещения, потому данная молодая семья не является нуждающейся в жилом помещении. Полагает, что дата одобрения кредитного договора 14 декабря 2010 года и дата заключения предварительного договора купли-продажи квартиры существенного значения не имеют, поскольку согласно подпункту «д» пункта 1.1. Положения значение имеет дата заключения основного кредитного договора 02 февраля 2011года, то есть после принятия Правительством РФ постановление от 17 декабря 2010 года № 1050. Не согласен с выводом суда о том, что установление ограничений в предоставлении социальной выплаты после фактической реализации Бегиевой Е.В. права на получение ипотечного кредита на приобретение жилья, придание обратной силы установленным ограничениям ухудшают положения граждан, поскольку данный вывод не соответствует обстоятельствам дела. Считает, что суд нарушил и неправильно применил подпункт «д» пункта 1.1. и п.6.4.1. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п.

На апелляционную жалобу ответчика от истца поступили возражения, в которых истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, как предусмотрено ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, пунктом 15 которого был предусмотрен заявительный характер участия в подпрограмме и предполагалось представление такого заявления в орган местного самоуправления по месту жительства, а пунктом 22 было установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Правительством Тюменской области было принято постановление от 16 июня 2006 года № 142-п, которым определен, в том числе, порядок формирования списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. В силу указанного постановления Правительства Тюменской области такие списки формируются, исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Уполномоченный орган исполнительной власти утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение уполномоченного органа исполнительной власти области по вопросу включения их в указанные списки.

04 мая 2008 года истец обратилась в Администрацию г. Тюмени с заявлением о включении ее семьи в список для получения субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 7).

Как следует из материалов дела, семья Бегиевой Е.В. была признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, о чем администрацией города Тюмени <....> вынесено распоряжение <....>-рк (л.д. 6).

Социальная выплата в 2010 году, то есть в период действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов, Бегиевой Е.В. предоставлена не была.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Порядок формирования списка молодых семей - участников этой подпрограммы фактически был сохранен прежним. Вместе с тем, постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (п. 2.6) установлено, что в 2011 году участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные в 2006 - 2010 годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты.

02 декабря 2011 года Бегиева Е.В. обратилась в Администрацию г.Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для погашения ипотечного жилищного кредита средствами социальной выплаты в 2011 году (л.д.9).

Сообщением от 23 декабря 2011 года ей было отказано в перечислении социальной выплаты, поскольку ипотечный кредит был получен после 01 января 2011 года и приобретенная с помощью этих кредитных средств квартира площадью 44,60 кв.м. по адресу <....> учтена при определении нуждаемости семьи в жилье (л.д. 9).

Разрешая спор о праве истца на предоставление свидетельства на социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по кредитному договору от 01 апреля 2011 года, суд первой инстанции не учел, что с 2011 года возможность перечисления социальной выплаты на погашения долга по кредиту, полученному после 01 января 2011 года, не предусматривается.

В разделе «Характеристики проблемы» Паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы указано, что в текущих условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.

Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования, в силу п.п. «г» п. 2 которых социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу подп. «е» п. 2, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.

Аналогичное регулирование порядка предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусматривается постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п (в редакции от 16 августа 2011 года), допускающим использование социальной выплаты для погашения долга по жилищным кредитам, полученным только до 01 января 2011 года.

Таким образом, получение молодыми семьями в г. Тюмени в 2011 году свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 года, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Участие молодых семей в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» с целью получения социальной выплаты по смыслу федеральных целевых программ «Жилище» на 2006 - 2010 годы и на 2011-2015 годы является добровольным. При этом, ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.

Вновь принятыми в 2011 году нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты.

Поскольку срок действия Подпрограммы на 2002 - 2010 годы истек, выплата в рамках Подпрограммы на 2011-2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.

Поскольку семья Бегиевой Е.В. являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, принятые в целях реализации которой нормативные правовые акты предполагают выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту либо на погашение долга по такому кредиту, полученному до 01 января 2011 года, при этом, Бегиева Е.В. получила кредит, за счет которого была приобретена квартира и улучшены жилищные условия ее семьи 04 апреля 2011 года, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права судебная коллегия Тюменского областного суда считает обоснованными.

Разрешая дело, суд пришел к выводу о том, что поскольку 14 декабря 2010 года кредит был одобрен ОАО «Сбербанк России» и предварительный договор купли-продажи квартиры заключен 27 декабря 2010 года, то есть до 01 января 2011 года, у истца возникло право на получение социальной выплаты на погашение кредита.

Судебная коллегия Тюменского областного суда находит данный вывод суда ошибочным, поскольку юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего дела является момент заключения кредитного договора, при этом, обязательственные правоотношения между заемщиком и кредитной организацией по договору займа либо покупателем и продавцом по договору купли-продажи квартиры в рамках предварительного согласования и предварительного договора, не имеют правового значения.

Доводы апелляционной жалобы содержат обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального права, поэтому судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене с принятием нового решения по делу, которым в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 22 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Бегиевой Е.В. к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени и возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты молодой семье путем оформления и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты отказать в полном объеме.

Председательствующий подпись

Судьи коллегии: подписи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка