СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 октября 2012 года Дело N 33-2857/12

г. Махачкала 09 октября 2012 года

Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе

председательствующего Бейтуллаевой З.А.,

судей Джарулаева А.К., Загирова Н.В.,

при секретаре Кулунчакове А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 02 августа 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении искового заявления ФИО2 к Ми­нистерству финансов Российской Федерации в лице УФК по РД о возмещении матери­ального ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., выслушав объяснения представителя Ахмедова М.И. адвоката Нурадиновой П.Ш. (ордер 09.10.2012 № 17), просившей решение суда отменить, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

установил:

ФИО1-О. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства РФ по РД о возмещении материаль­ного ущерба, причиненного в результате контртеррористической операции, указывая, что  ...  силами МВД РД и УФСБ по РД была проведена контртеррористическая операция по адресу: г. Махачкала, дачное общество «Влага», 1-я линия,  ... . Контр­террористическая операции была проведена в рамках ФЗ РФ «О противодействии терро­ризму». По данному факту  ...  старшим следователем по  ...  г. Махачкалы следственного управления СК РФ по РД Джанбуевым A.M. было возбужде­но уголовное дело. В результате проведенной контртеррористической операции правоохранительными органами РФ по уничтожению участников незаконных вооруженных фор­мирований, действующих на территории РД, был нанесен ущерб его имуществу, который расположен в  ...  МКР -1, участок №, З/У-1 и ущерб оценивает в сумме <.> <.> рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковое заявление поддержал и пояс­нил, что на момент проведения конттеррористической операции его разрушенное домо­строение не было оформлено на него, а свидетельство о государственной регистрации права он получил только  ... . Согласно отчету об оценке от  ...  общая стоимость материального ущерба, нанесенного домостроению в результате взрыва, опре­деляется как сумма затрат, которые необходимо понести для устранения нанесенных ему повреждений, и согласно акту составляет <.> рублей.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации - Управления фе­дерального казначейства по Республике Дагестан ФИО10 (дов. от  ...  №  ... 0) иск Ах­медова М. не признал и по изложенным в возражении основаниям, просил суд в удовле­творении исковых требований отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

На указанное решение истцом ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования. В обоснование этого указывает, что решение судом первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.

При вынесении решения суд сослался на то, что в соответствии с п. 8 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  ...  №, основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда причиненного при пресечении террористического акта, правомерными действиями является решение Правительства Российской Федерации, в котором указывается общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в п/п. «б» п. 9 и п/п. «в» п. 10 настоящих Правил, решение Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.

При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб, причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, последствий террористического акта или спецоперации по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных РФ.

Судом не учтено, что в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению МЧС РФ контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 Правил, прекращается в порядке установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от  ...  №.

Реализовать свои права по возмещению домовладению причиненного вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями, он имеет возможность только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государственном вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

На следующий день после проведения спецоперации он обратился с заявлением в Администрацию Кировского района и отдел МЧС. Была создана комиссия, составлены акты исследования и списки пострадавших. Однако, ссылаясь, что в методических рекомендаций утвержденных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2002 г. № 836 в списке на получение ЕМП указывается только те граждане, которые имеют постоянную регистрацию по месту постоянного проживания, из резервного фонда производится только частичное финансирование ликвидации последствий стихийного бедствия. А также с тем, что на момент проведения спецоперации у него отсутствовали правоустанавливающие документы на домовладение, ему ответили, что оказание материальной помощи невозможно.

МЧС РФ по РД не включило его и членов его семьи поврежденного домовладения в списки пострадавших, что повлекло непредставление компенсационных выплат и нарушение его Конституционных прав на возмещение государством вреда.

В силу ст. ст. 18, 19 Конституции РФ, возможность возмещения вреда лицам, на основе действующих на территории РФ общих норм гражданского права не исключается, но и предписывается.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Согласно ст. 18 ФЗ № 35-ФЗ от 06.03.2006 государство осуществляет в порядке установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.

Правовые и социальные гарантии, включая меры материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим федеральным законом, не могут быть отменены федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ, иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон.

В соответствии с п. 2 Постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм ГК по искам, предъявляемым согласно ст. ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ, должником в обязательстве по возмещению вреда причиненного в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов или должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы или должностные лица.

Отсутствие правоустанавливающих документов на момент проведения спецоперации при пресечении террористического акта, правомерными действиями у гражданина не является основанием для невнесения в списки пострадавших и не принятия мер оказания помощи МЧС РФ.

Обязанность по составлению списков пострадавших, с указанием размера причиненного ущерба и количества пострадавших, актов обследований и реестра поврежденных домов, возложена на соответствующие администрации пострадавших городов и районов. (Постановление Правительства РД от 08.12.2005 № 215 «О государственной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Свои обязанности должностными лицами МЧС не выполнены.

Проведение 11.08.2011 контртеррористической операции силами МВД РД и УФСБ по РД по адресу: г. Махачкала, дачное общество «Влага», 1-линия,  ... , является общеизвестным фактом и не подлежит доказыванию.

Справкой Управления по делам ЧС г. Махачкалы подтверждается, что в результате контртеррористической операции, проведенной правоохранительными органами  ...  в г. Махачкале, действительно получило повреждение домостроения по адресу г. Махачкала,  ... , МКР-1,  ... , з/у-1. ФИО1 обращался в Правительство РД, однако, из-за отсутствия правоустанавливающих документов, отказано в оказании материальной помощи.

Сумма ущерба подлежащего возмещению подтверждается отчетом об оценки, нанесенному недвижимому имуществу, расположенному по адресу: г. Махачкала,  ... , МКР-1,  ... , з/у-1 в результате взрыва произведенного  ...  в ходе контртеррористической операции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам верховного суда РД приходит к выводу об отсутствии оснований отмены решения суда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятель­ства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 3 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действия­ми, подлежит возмещению в случаях предусмотренным законом.

Согласно ст. 18 ФЗ «О противодействии терроризму» № 153-ФЗ от 27.07.2006, государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Феде­рации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был при­чинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, при­чиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совер­шивших.

Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта право­мерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответст­вии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительст­вом Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ок­тября 2008 г. № 750, основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причи­ненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, является ре­шение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выде­ляемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в подпункте "б" пункта 9 и подпункте "в" пункта 10 настоящих Правил, в решении Правительства Российской Федерации ука­зывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.

Согласно п. 10 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедст­вий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам ис­полнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, ко­торым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:

в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, полу­чивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террори­стического акта правомерными действиями;

д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - до 100 тыс. рублей на семью).

Установлено и сторонами не оспаривается, что  ...  силами МВД РД и УФСБ по РД была проведена контртеррористическая операция по адресу: г. Махачкала, дачное общество «Влага», 1-я линия,  ... .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от  ...  се­рии 05-АА №, домовладение, расположенное в  ...  МКР -1, участок №, 3/У-1, принадлежит на праве ФИО3 - оглы.

При этом, в ходе указанной операции, причинен ущерб и уничтожено самовольное строение и находящееся в нем имущество, по адресу:  ...  МКР -1, участок №, З/У-1.

Истцом ФИО1 свидетельство о государственной регистрации права на строение получено после проведенной спецоперации. Докуметов, свидетельствующих о выдаче истцу разрешения на строительств домостроения в установленном порядке органами местного самоуправления, суду не представлено.

Следовательно, на момент проведения спе­цоперации строение являлось самовольным строением.

Истцом ФИО1 не представлены суду доказательства обращения в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фон­да для осуществления компенсационных выплат, за причиненный ущерб в результате тер­рористического акта и возмещение вреда причиненного при пресечении террористическо­го акта.

В соответствии с данными Правилами Федеральные органы исполнительной вла­сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство Россий­ской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, кото­рым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, при­чиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террори­стического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными дей­ствиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок во­прос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспе­чение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсацион­ных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результа­те террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террори­стического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Ми­нистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поруче­ния, предусмотренного пунктом 5 настоящих правил, прекращается в порядке, установ­ленном Регламентов Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановле­нием Правительства Российской Федерации от  ...  №.

Довод апелляционной жалобы о причинении истцу ущерба незаконными действиями материалами дела опровергается, в связи с чем ссылка на ст. 1069 ГК РФ, как основание для возмещения ущерба, является неправомерной.

Исходя из изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1-О.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД

определил:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 02 августа 2012 года по иску ФИО3-Оглы к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства РФ по РД о возмещении материального ущерба, причинённого в результате контртеррористической операции, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1-О. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка