СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2012 года Дело N 33-3078

23 октября 2012 г. г. Махачкала

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Гомленко Н.К., судей Галимовой Р.С. и Магадовой А.В., при секретаре Аскерхановой Д.

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя Малаева А. Ш. - Малаева Ш.М. ( доверенность в деле) на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 августа 2012 г., которым

отказано в удовлетворении иска Малаева А. Ш. о признании за его семьей права на получение субсидий при рождении каждого ребенка, о взыскании с Министерства образования и науки Республики Дагестан или ГУ « Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» в пользу Малаева А.Ш. денежной суммы, составляющей рыночную стоимость 36 кв.м. жилой площади ( по 18 кв.м. на каждого ребенка) в действующих на день рассмотрения дела ценах.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения представителей Малаева А.Ш. - Малаева Ш.М. ( доверенность на л.д. 250) и адвоката Алибекова А.А. ( ордер № 52 от 17.10.2012 г.), просивших решение суда отменить, апелляционная инстанция

У С Т А Н О В И Л А :

Малаев А. Ш. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки РД, администрации МО « город Каспийск», ГУ « Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» о признании незаконным бездействия администрации ГО « город Каспийск» в части несвоевременного предоставления Малаеву А.Ш. в качестве участника Республиканской целевой программы( далее РЦП) «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы» в Министерство образования и науки РД, признании Малаева А.Ш. участником этой программы с 23 августа 2004 года, признании за ним права на получение безвозмездной субсидии молодой семье при рождении каждого ребенка, взыскании с Министерства образования и науки РД денежной суммы в размере <.> руб. в качестве субсидии при рождении каждого ребенка.

В обоснование иска ссылался на то, что он в 2004 г. обратился в администрацию ГО « город Каспийск» с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и рассмотрении его участия в Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 г.г.», постановлением администрации г. Каспийска от 23 августа 2004 г. он был принят на учет в общегородскую очередность лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 22, и также был принят в список учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 5. С этого времени истец Малаев А.Ш. признан участником РЦП «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 г.г.». В октябре 2006 г. между ним и ГУ « Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» был заключен договор на право приобретения части строящегося жилого дома № <.> по ул. <.> г. Каспийска в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 68,3 кв.м. и получения в собственность этой квартиры. С момента возникновения у Малаева А.Ш. права на участие в РЦП в августе 2003 г. по окончание действия РЦП «Обеспечение жильем молодых семей в РД на 2003-2010 г.г.» у Малаева А.Ш. родилось двое детей, один сын М. родился <.> 2005 г., другой сын Н. родился <.> 2007 года. Согласно указанной выше Программы в связи с рождением двоих детей он имел право на получение субсидии в виде рыночной стоимости жилья на каждого из детей по 18 кв.м., однако Министерство образования и науки РД отказало ему в выплате этой субсидии.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представители Малаева А.Ш. - Малаев Ш.М. и адвокат Алибеков А.А. просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что Республиканская целевая программа продолжала действовать до 2010 года, рождение двоих детей у Малаева А.Ш. подтверждается свидетельствами о рождении детей, с 2004 г. истец является участником РЦП, поэтому имеет право на получение субсидии в связи с рождением двоих детей. Судом неправильно истолкованы постановления Правительства РФ и РД, регулирующие спорные правоотношения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная инстанция находит решение суда правильным по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена « Федеральная целевая программа « Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма « Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищных проблем молодых семей.

Правительством Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 было принято постановление от 28 августа 2002 г. № 628 « О подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 г.г.

Во исполнение этого постановления Правительство Республики Дагестан приняло постановление от 10 февраля 2003 г. № 41 «О Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2002-2010 г.г.», согласно которому государственная поддержка молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялась путем: предоставления молодым семьям - участникам Программы, целевых займов на строительство или приобретение жилья; предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям; предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении ребенка.

Согласно п.2 указанного постановления реализация Программы предусматривает улучшение жилищных условий молодых семей за счет: а) средств Республиканского бюджета путем: предоставления молодым семьям целевых займов на строительство или приобретение жилья; предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищный условий; б) за счет средств федерального бюджета путем предоставления молодым семьям при рождении ребенка безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство или приобретение жилья, или на погашение целевого займа; в) за счет средств молодых семей; г) за счет средств предприятий и организаций, заинтересованных в реализации Программы.

Указанным постановлением предусматривалось, что процедура приобретения или строительства жилья для молодых семей включает: подачу молодой семьей заявления установленной формы и необходимых документов для включения в состав участников Программы; выбор варианта получения жилья; приобретение жилья на рынке жилья; б) долевое строительство; в) приобретение строительных материалов для строительства жилья в сельской местности; подготовка необходимого пакета документов; заключение договора с Дирекцией Программы; внесение первоначального единовременного взноса на строительство ( приобретение) жилья. Утверждение списка молодых семей - участников Программы- осуществляется государственным заказчиком по представлению администраций городов и районов. Судом также установлено, что действие указанного постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. было прекращено с 1 января 2006 г., был введен новый механизм обеспечения государственной поддержки молодым семьям-участникам подпрограммы, который предусматривал выделение средств на реализацию подпрограммы из федерального бюджета, из республиканского бюджета и из местного бюджета, при этом выделение указанных средств производилось на каждый текущий год путем согласования в определенные сроки выделение средств с государственным заказчиком программы через исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Малаев А.Ш. в 2004 г. обратился в администрацию МО «город Каспийск» с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и рассмотрения его участия в Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2012 годы», постановлением администрации г. Каспийск от 23 августа 2004 г. он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 22, а под № 5 включен в списки учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд пришел к правильному выводу, что с этого времени Малаев А.Ш. является участником Республиканской целевой программы « Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2003 г. № 41. Этот вывод содержится в решении от 14 декабря 2010 г., которое оставлено определением судебной коллегии Верховного суда РД от 4 февраля 2011 г. в силе ( л.д. 107, 123).

Судом также установлено, что Малаевым А.Ш. договор с ГУ « Дирекцией молодежных жилищно-строительных программ» на право приобретения части строящегося жилого дома № <.> по ул. <.> г. Каспийска в виде трехкомнатной квартиры, площадью 68.3 кв.м., заключен 25 декабря 2006 г. ( л.д. 16), согласно этому договору Малаев А.Ш. получил государственный целевой заем на приобретение жилья с учетом уже родившегося <.> 2005 г. сына М. из расчет социальной нормы в размере не более 18 кв.м. общей площади на 1 члена семьи ( 18 кв.м. х 3 члена семьи =54 кв.м.). Поэтому суд пришел к правильному выводу, что государственная поддержка молодой семье Малаева А.Ш. в связи с рождением первого ребенка была оказана, он получил ее в виде целевого займа с учетом состава семьи три человека, включая первого сына.

Из материалов дела также следует, что Постановление Правительства РФ от 28.09.2002 г. № 638, которым было предусмотрено предоставление субсидии молодым семьям с учетом ребенка, утратило силу с 01.01.2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 были утверждены новые Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы, которым был установлен новый механизм государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий. Согласно указанных Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, поступивших из органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из федерального бюджета для софинансирования предоставления субсидии, утверждает сводный список молодых семей- участников подпрограммы. Затем заявка и сводный список молодых семей предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы ( п. 23). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение субсидий в планируемом году, на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр и размера средств, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, денежные средства выделяются для реализации этой Программы ежегодно.

Как установил суд, второй ребенок Малаева А.Ш. родился <.> 2007 г., т.е. после прекращения действия указанного выше постановления Правительства РФ28.09.2002 г. № 638, Малаев А.Ш. мог получить субсидию на второго ребенка только в рамках реализации соглашения между Правительством РД и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ( госзаказчик с 2006 г.), которое было заключено 28 июля 2006 г., согласно которому субсидии выдавались при рождении у участников Программы детей в период с 01.10.2005 г. по 31.12.2006 г., т.е. в последний год реализации Постановления Правительства РФ от 28.08.2002 г. № 638 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865), т.е. в случае рождения ребенка у Малаева А.Ш. в период с 01.10.2005 г. по 31.12.2006 года. Однако второй сын Малаева А.Ш. родился после указанного периода в июне 2007 г., поэтому права на получение субсидии в связи с рождением второго сына Малаев А.Ш. не имеет.

Аналогичное разъяснение содержится в ответе Министра образования и науки Республики Дагестан от 22.01.2009 г. на запрос заместителя Прокурора Республики Дагестан Ибрагимовой Г.Ш. ( л.д. 27).

Доводы жалобы представителей Малаева А.Ш. о том, что такой же, как и Малаев А.Ш., участник Программы с 2006 г. Ч.. получил субсидию в связи с рождением ребенка, что закон не должен быть избирательным по отношению к участникам Программы, не убедительны. Из указанного ответа Министра от 22.01.2009 г. следует, что ребенок Ч.. родился 4 марта 2006 года, т.е. в период действия соглашения между Правительством РД и Федеральным агентством по образованию (госзаказчиком на 2006 г.), свидетельство о рождении на этого ребенка Ч.. было представлено своевременно, в то время как с заявлением в Министерство образования и науки РД о рождении второго ребенка Малаев А.Ш. обратился лишь в августе 2008 г., ребенок родился в июне 2007 г. после прекращения действия указанного выше соглашения, заключенного на 2006 год.

Изложенным опровергаются выводы суда о том, что судом неправильно применены нормы материального права и подзаконные акты, что вследствие этого нарушено право Малаева А.Ш.- участника указанной выше Программы- на получение субсидии в связи с рождением двоих детей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, п.1 ГПК РФ, апелляционная инстанция

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 21 августа 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Малаева А. Ш. - Малаева Ш.М. - без удовлетворения.

Председательствующий Гомленко Н.К.

Судьи Галимова Р.С.

Магадова А.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка