• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 02 декабря 2011 года Дело N 33-3456/2011
 

2 декабря 2011 года г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Галимовой Р.С. и Ахмедовой С.М., при секретаре судебного заседания Атаеве Э.М., с участием прокурора Джаруллаева А.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе министра труда и социального развития Республики Дагестан И.И. Эфендиева на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 26 октября 2011 года, которым постановлено:

Иск Азизова А.И. удовлетворить.

Восстановить Азизова Азиза Исаевича в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с 12 января 2011 года.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу Азизова А.И. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 12.01.2011 г. по 26.10.2011г.

Решение в части восстановления А. А. И. на работе привести в исполнении немедленно.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., объяснения представителей Министерства труда и соцразвития РД по доверенности Гасановой А.Н. и Гаджимурадовой М.А., министра Эфендиева И.И., просивших решение суда отменить, Азизова А.И. и его представителя адвоката Джабраилова М.А., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

Установила:

Азизов А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о восстановлении на работе в должности начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район» и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приказом от 12 января 2011 года №20-03 он уволен с занимаемой должности на основании пункта 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство труда и социального развития РД заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства, получении Гайдаровым Г.С. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере 810 тысяч рублей.

Увольнение считает незаконным. В приказе об увольнении вся ответственность за неправомерную выдачу свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья Гайдарову Г.С. возложена на него, хотя он как руководитель территориального органа Министерства труда и социального развития РД никакого участия в принятии решения о выдаче указанного свидетельства не принимал и в его компетенцию это не входит. В приказе не указано, какой пункт статьи Федерального закона «О ветеранах» и постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348 он нарушил. Предусмотренные законом меры социальной поддержки указанной категории граждан, входящие в функции УСЗН в МО «Табасаранский район», осуществлялись им без нарушений. В Министерство труда и социального развития РД он никакого списка не представлял. В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348, Администрация МО «Табасаранский район» письмом от 14.07.2010 года №257 представила в Министерство труда и социального развития РД список и учетные дела ветеранов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в Администрации МО «Табасаранский район» после 1 марта 2005 года, под которым стоит и его подпись, подтверждающая, что указанные лица, в том числе и Гайдаров Г.С. являются инвалидами, участниками боевых действий, состоят на учете в УСЗН в МО «Табасаранский район» и пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством. Список, представленный Администрацией МО «Табасаранский район», является лишь описью лиц, чьи учетные дела представляются в Министерство труда и социального развития РД на рассмотрение.

Ни Администрация МО «Табасаранский район», ни он никакого искажения действительности не допустили. В его должностные обязанности, как начальника УСЗН в МО «Табасаранский район», вопросы принятия на учёт и подготовки документов для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также принятия по ним каких-либо решений не входят, в связи с чем грубое нарушение должностных обязанностей по этим вопросам не может иметь место.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе министр труда и социального развития Республики Дагестан И.И. Эфендиев просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Азизова А.И.

В обоснование жалобы указывается на то, что А.И.Азизовым было грубо нарушено федеральное законодательство (статья 23.2Закона), приказ Министерства, Положение об управлении социальной защиты населения в МО «Табасаранский район», что послужило основанием для выдачи Г.С.Гайдарову свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, и в случае, если бы данные незаконные действия истца не были пресечены, то повлекло бы нецелевое использование средств федерального бюджета. Необходимые доказательства тому были представлены в ходе судебного заседания. Кроме того, принимая во внимание, что А.И. Азизов, являвшийся государственным гражданским служащим категории «руководители», был уволен в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 35 Закона Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», регулирующей вопросы расторжения служебного контракта, является неправомерной ссылка суда на ст.81 ТК РФ, которой регулируются вопросы расторжения трудового договора, поскольку в соответствии со ст.73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной названным законом.

Доводы А.И. Азизова о том, что он, зная об отсутствии оснований, включил Гайдарова Г.С. в данный список после звонков отдельных лиц и согласования с заместителем Министра М.М. Джамаевым, материалами дела не подтверждаются. Более того, даже при наличии неправомерного поручения, А.И.Азизов, являясь государственным служащим, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12 октября 2005г. №32 «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» не вправе был исполнять его. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. Однако ни на момент получения А.И. Азизовым приказа по выдаче Г.С. Гайдарову свидетельства о выделении субсидии на приобретение жилья, ни при направлении в Министерство документов о перечислении Г.С.Гайдарову субсидии в размере 810 тыс.руб. А.И.Азизовым не было представлено руководству Министерства, и в частности Министру, ни в письменной (как подлежит), ни в устной форме обоснования неправомерности исполняемого им поручения по выдаче Г.С.Гайдарову свидетельства и впоследствии перечисления ему субсидии. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Исполнением неправомерного поручения истцом также нарушена вышеприведенная норма Закона РД «О государственной гражданской службе Республики Дагестан».

Положением об управлении социальной защиты населения в муниципальном образовании «Табасаранский район», утвержденным приказом Министерства от 31 декабря 2005года №316-к и согласованным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Дагестан от 17 января 2006 года №3-р установлено, что управление является территориальным органом Министерства, обеспечивающим на территории муниципального образования реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, полномочий Министерства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, его работники являются государственными гражданскими служащими Республики Дагестан, его деятельность возглавляет начальник, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на управление функций. Поскольку А.И.Азизовым были грубо нарушены нормы федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан, он на законных основаниях привлечен к дисциплинарной ответственности.

Вывод суда о том, что проект приказа о перечислении Г.С.Гайдарову субсидии в размере 810 тыс. руб. был подготовлен по вине работников Министерства, Министерством не оспаривается.

Работник Министерства Э.З.Рагимханов, допустивший нарушение федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан, также привлечен к дисциплинарной ответственности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с п.6.ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае "однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации"

Аналогичное положение содержит подпункт 6 пункта 1 ст.35 Закона РД «О государственной гражданской службе РД», в соответствии с которым освобожден от занимаемой должности истец.

Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается при возникновении спора судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе (п.49 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04г. №2 "О применении судами РФ ТК РФ)".

Согласно п.1 оспариваемого приказа от 12.01.2011г. №20-03 истец Азизов А.И. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п. 6 ст.35 Закона РД «О государственной гражданской службе РД» за грубое нарушение должностных обязанностей, выразившееся в представлении в Министерство заведомо недостоверных сведений и документов с целью содействия в неправомерном, в нарушение федерального законодательства получении Гайдаровым Г.О. субсидии на улучшение жилищных условий, повлекшее за собой неправомерную выдачу свидетельства о выделении субсидии на улучшение жилищных условий и последующую подготовку приказа на перечисление денежных средств в размере 810тыс.руб.(л.д.136).

Судом установлено, что список участников войны и учетное дело на Гайдарова Г.С. в Министерство труда и социального развития был направлен 14 июля 2010г. администрацией МО «Табасаранский район», получен Министерством согласно штампу на сопроводительном письме 15 июля 2010г.

По результатам рассмотрения представленных учетных дел Министерством труда и социального развития РД Гайдарову Г.С. было выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий.

В представленном администрацией MP «Табасаранский район» списке было указано, что Гайдаров Г.С. является участником боевых действий в Северной Корее. В учетном деле Гайдарова Г.С. так же содержатся сведения об его участии в боевых действиях именно в Северной Корее, а не в ВОВ.

Однако в сводном списке получателей субсидии на улучшение жилищных условий, который составлен работниками Министерства и утвержденном Министром Труда и соцразвития РД 21 сентября 2010г.(л.д93-98)., Гайдаров Г.С. значится как участник BOB. При таких обстоятельствах судом обоснованно приняты во внимание доводы истца, что недостоверные сведения министру представлены не им, а работниками аппарата Министерства, проект приказа на перечисление Гайдарову Г.С. субсидии в размере 810 000 рублей был подготовлен также работниками Министерства труда и социального развития РД.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что истцу не могло быть вменено представление в Министерство недостоверных сведений, включение участника боевых действий Гайдарова Г.С. в список ветеранов ВОВ, направленный ответчику администрацией МО «Табасаранский район» 14.07.2010г. само по себе в соответствии с действующим законодательством не являлось безусловным основанием для предоставления Гайдарову Г.С. субсидии на приобретение жилья, коллегия находит правильным.

Согласно п.3 "Порядка предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005года ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, безвозмездной субсидии на приобретение жилья" утвержденному Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007г. №348, администрации муниципальных районов и городских округов ежегодно до 1 февраля представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке.

В соответствии с п.6 названного "Порядка", Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в целях предупреждения нецелевого использования проверяет полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный по республике список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с изложенным является обоснованным вывод суда о том, что действия истца напрямую не связаны с выдачей Министром труда и социального развития РД Гайдарову Г.С. свидетельства о выделении субсидии, ответчиком не представлены доказательства того, что в должностные обязанности истца входила проверка либо формирование сводного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007г. №348 и что подписание в том числе истцом списка, представленного МО "Табасаранский район" является грубым нарушением должностных обязанностей и повлекло последствия, указанные в подпункте 6 п.ст.35 закона «О государственной гражданской службе Республики Дагестан».

В соответствии с п. 4 ст. 56 Закона РД «О государственной гражданской службе Республики Дагестан», дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее чем через 1 месяц со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Суд также установил, что в отношении истца дисциплинарное взыскание ответчиком применено с пропуском установленных законом сроков применения.

Данный вывод суда находит подтверждение в материалах дела.

С учетом изложенного, коллегия считает восстановление истца на работе законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

<.>

<.>




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3456/2011
Принявший орган: Верховный Суд Республики Дагестан
Дата принятия: 02 декабря 2011

Поиск в тексте