СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 февраля 2012 года Дело N 33-3080/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мамаева И.М.

судей Бейтуллаевой З.А. и Омарова Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале от 8 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе представителя администрации городского округа «город Дербент» Сеидова М.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 12 сентября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований администрации городского округа «Город Дербент» к Исаеву М. И. о признании недействительными: кадастрового паспорта № от 20 января 2009 года; договора № от 11 февраля 2009 года о безвозмездном предоставлении в собственность и записи № от 11 марта 2009 года о государственной регистрации права собственности ответчика на выделенный ему для строительства индивидуального жилого дома постановлением истца № от 4 декабря 2008 года спорный земельный участок площадью 500 кв.м. в кадастровом квартале № отказать».

Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация городского округа «Город Дербент» обратилась в суд с иском к Исаеву М.И. о признании недействительными правоустанавливающих документов на ранее выделенный ему в кадастровом квартале № земельный участок площадью 500 кв.м.; кадастрового паспорта № от 20.01.09 г.; договора о безвозмездном предоставлении его в собственность № от 11.02.09 г. и записи о государственной регистрации права собственности на него от 11.03.09 г. №, мотивируя свои требования тем, что постановление главы администрации городского округа « ... » № от 04.12.08 г. «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность гражданину Исаеву М. И.» отменено постановлением главы администрации № от 30.12.10 г. на основании п.1 ст.48 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как незаконное, принятое с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.03 г., Законом Республики Дагестан «О земле» № 45 от 29.12.03г. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.

В соответствии с ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление находящихся в государственной или Муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так, в нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа «Город Дербент» не был обеспечен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

При предоставлении земельного участка не было установлено, обеспечен ли Исаев М.И. жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства.

В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербента (корректура), утвержденного 23.10.03 г., земельный участок предоставлен в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования.

Согласно п. 12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии со ст.32 Закона Республики Дагестан «О Земле» гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местной самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители г. Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ «Город Дербент», имеющие праве на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и РД для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации г.Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «Город Дербент» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации г. Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п.1 ч.4 ст.30 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа «Роспотребнадзора» (в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации г. Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

Однако при предоставлении спорного земельного участка Исаеву М. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ответчику Исаеву М. в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона Республики Дагестан «О земле»), поскольку тот на учете в администрации г.Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течении нескольких дней со дня подачи им заявления и с нарушением очередности.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч.2 ст.32 ЗК РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок изготовлен 20.01.10 г., то есть уже после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность Исаеву М. бесплатно без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Кроме того, спорный земельный участок предоставлен Исаеву М. в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, а также в нарушение генерального плана г.Дербента.

Так, согласно ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14.03.95 г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе, утвержденным в 2003 году генеральным планом города Дербент подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря. Следовательно, администрация г. Дербента была не вправе распоряжаться этим земельным участком, находящимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

В администрации г. Дербента отсутствуют какие-либо документы, указывающие на соблюдение Исаевым М. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представителя администрации городского округа «Город Дербент» Сеидова М.М. (на основании доверенности № 013/56 от 25 августа 2011 года) содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела, допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении искового заявления администрации городского округа «Город Дербент» суд в нарушение п.4 ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда не опроверг доводы, указанные в исковом заявлении. В частности суд оставил без внимания доводы истца о том, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан «О земле» от 29.12.2003 № 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

Постановление администрации городского округа «Город Дербент» № 81/21 от 01.12.2008г. «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность Исаеву М.И.» содержит ссылку на ст. 32 Закона РД «О земле».

В соответствии с указанными нормативно-правовыми предоставление бесплатно в собственность земельных участков лицу осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «Город Дербент» для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.

Кроме того, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с постановленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Исаев М.И. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, земельные участки им предоставлены в течении нескольких дней со дня обращения и с нарушением очередности.

При предоставлении спорного земельного участка указанным гражданам изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Кадастровый паспорт на спорный земельный участок передан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.

Указанные выше доводы по исковому заявлению судом оставлены без внимания.

Выводы суда о том, что основанием для обращения в суд является то, что сама администрация отменила свое же постановление, являются ошибочными.

Доводы суда о том, что администрация лишила права Исаева М.И. на судебную защиту прав и законных интересов являются не обоснованными. Право собственности у гражданина на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Несостоятелен вывод суда о том, что Администрация городского округа «Город Дербент» не является органом, который вправе с заявлением в защиту прав и свобод и интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом надлежаще не исследованы юридически значимые обстоятельства дела, допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 82/15 от 4 декабря 2008 года Исаеву М.И. в собственность для строительства индивидуального жилого дома в целях улучшения жилищных условий предоставлен земельный участок площадью 0,05 га в кадастровом квартале № 56 на бесплатной основе (л.д. 5).

На основании указанного постановления Исаевым М.И. получены кадастровый паспорт на земельный участок № от 20.01.09 г. и свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.03.09 г. на основании заключенного с ним Комитетом по управлению имуществом города Дербент договора о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность № 163 от 11.02.09 г.

Постановлением главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 398 от 30 декабря 2010 года «Об отмене постановления администрации городского округа «Город Дербент» от 04.12.2008г. № 82/15 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность гр. Исаеву М. И.» указанное постановление по тем основаниям, что земельный участок был предоставлен Исаеву М.И. с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, земельный участок находится в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования (л.д. 6-7).

По этим же основаниям истцом оспариваются вышеуказанные правоустанавливающие документы Исаева М.И. на спорный земельный участок, полученные ответчиком на основании постановления главы администрации муниципального образования городской округ «Город Дербент» за № 82/15 от 4 декабря 2008 года (л.д. 2-4).

Отказывая в удовлетворении заявленного администрацией муниципального образования иска, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 3 ГПК РФ указал на то, что истцом суду не представлено доказательств нарушения его прав или охраняемых законом интересов оспариваемыми документами, само по себе нарушение земельного законодательства при предоставлении Исаеву М.И. земельного участка не может служить свидетельством нарушения прав и интересов администрации муниципального образования и не дает ей права на обращение в суд.

В решении суда также указано, что признание городской администрацией ранее вынесенного правового акта незаконным и его отмена имеют целью лишение ответчика Исаева М. гражданских прав и создание ему препятствий в осуществлении права собственности. Признавая свои правовые акты незаконными и на этом основании отменяя их по своему усмотрению с использованием права, предусмотренного ст.48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация городского округа «Город Дербент» лишила правообладателя Исаева М.И., ставшего таковым в установленном законом порядке, возможности защищать свои права, представлять свои возражения и доводы против признания первоначального акта незаконным, т.е. действовала произвольно, не имея надлежащих на то правовых оснований.