СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2012 года Дело N 33-2569/2012

г. Махачкала 19 сентября 2012 года

Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Зайнудиновой Ш.М.

судей: Ибрагимова С.Р., Мустафаевой З.К.

при секретаре судебного заседания - Алимове Р.М.

с участием прокурора Молчанова П.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу и.о. главы МО «Хивский район» Асварова Г.А. на решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 30 мая 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Хивского района удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Хивский район» обеспечить из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Асланбекову С. Я. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья, приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать ему на условиях договора социального найма жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя администрации МО «Хивский район» Исаева А.И. (доверенность № 810 от 18 сентября 2012 года), полагавшего решение суда подлежащим отмене, заключение прокурора Молчанова П.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, суд апелляционной инстанции

установил:

Прокурор Хивского района обратилась в Хивский районный суд с исковым заявлением об обязании предоставить жилое помещение.

Заместитель прокурора Хивского района Саруханов P.M. исковые требования поддержал и показал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения»

В ходе проверки установлено, что Асланбекова С.Я.. 1990 года рождения является сиротой, состоит на учете в администрации МО «Хивский район» на получение во вне очередном порядке жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД 02.06.2009, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующие учреждения. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.40 Гражданского кодекса РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ними прекращается. Попечительство над несовершеннолетним прекращается по достижении 18 лет.

Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Асланбековой С.Я. не предоставлялась.

Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает его от обязательств, предусмотренных законодательством.

Кроме того, не предоставление жилья Асланбековой С.Я. нарушает предусмотренное Конституцией РФ право на жилье.

Так, согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом, о согласном ст. 40 каждый имеет право ни жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Таким образом, требования федерального законодательства в части вне очередного обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией муниципального района не исполняется.]

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законов интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Данное исковое заявление связано с защитой законных интересов гражданина в сфере жилищного обеспечения. Одним из оснований его предъявления является обращение Асланбековой С.Я.

Кроме того, следует отметить, что задачами гражданского судопроизводства соответствии со ст. 2 гражданского процессуального кодекса РФ являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решение и действие (бездействие) органов местного самоуправления и должностные местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными фактами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу изложенных выше оснований, бездействие со стороны администрации МО «Хивский район» в вопросе предоставления Асланбеовой С.Я. жилья должно быть признано судом незаконным.

Ответчик администрация Хивского района представила возражение на иск, в обоснование указав следующее.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства Республики Дагестан. Администрация муниципального района ежегодно, в срок до 01 августа, представляет сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан.

Министерство образования и науки Республики Дагестан в свою очередь представляет эти списки в Министерство Финансов Республики Дагестан.

Согласно п.8 вышеуказанного постановления, администрация МО за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. предоставляемый в виде субвенций, приобретает жилые помещения не ниже установленных социальных норм.

МО «Хивский район» соответствующие списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены в министерство образования и науки Республики Дагестан. Лицам, включенным в списки, в том числе, Асланбековой С. Я. будет предоставлено жилье в 2012 году.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

На указанное решение и.о. главы МО «Хивский район» Асваровым Г.А. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование жалобы Асваров Г.А. указывает, что суд правильно установил обстоятельства дела, однако выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

В решении суда указано: в силу п. 5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц, переданы органам местного самоуправления в установленном порядке. На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из республиканского бюджета.

При получении соответствующих субвенций, органы местного самоуправления обязаны предоставить соответствующим лицам жильё. Средства же на вышеуказанные цели выделяются из республиканского бюджета не в полном объёме.

Согласно Закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2012 год» от 15 декабря 2011 года для вышеуказанных целей в республиканском бюджете для Хивского района предусмотрены 815 628 рублей, и этих средств явно не хватит для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти средства будут распределены согласно очереди. Если бы администрация МО «Хивский район» по своей халатности или по другим причинам не выполняло бы своих обязанностей по обеспечению жильём соответствующих категорий граждан, то решение суда было бы законным и обоснованным. Однако таких фактов не установлено ни прокуратурой, ни судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 8 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. №58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как усматривается из материалов дела, Асланбекова С.Я. родилась 20 марта 1990 года. С 08 июля 1996 года Асланбекова С.Я. является круглой сиротой. Администрацией МО «Хивский район» с января 2008 года Асланбекова С.Я. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма не заключен. По состоянию на 01 марта 2012 года жильем не обеспечена.

Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Из изложенного следует, что Асланбекова С.Я., как нуждающаяся в жилом помещении, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей не предоставлено.

Удовлетворяя требования прокурора Хивского района, суд правильно исходил из указанных выше норм права и с учетом приведенных обстоятельств пришел к обоснованному выводу, обязав администрацию ГО «Хивский район» обеспечить Асланбекову С.Я. жилым помещением по договору социального найма.

Согласно приведенным выше положениям статьи 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Изучение материалов дела не дает оснований признать состоятельными доводы апелляционной жалобы для отмены решения суда. Возникшие между сторонами правоотношения судом определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, то есть в их совокупности и взаимосвязи.

Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 327-328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы МО «Хивский район» Асварова Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: ______________

Судьи: _________________ __________________.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка