• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
 

РЕШЕНИЕ
 

от 06 августа 2012 года
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2012г. Махачкала

Верховный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магадовой А.В.,

при секретаре судебного заседания Нурмагомедове А.Ю.,

с участием представителя прокуратуры Республики Дагестан Багомаева A.M.,

представителя Правительства Республики Дагестан по доверенности от 09.04.2012года Курбаналиева Ю.М., представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности от 27.07.2012года Буттаевой С. А., представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности от 03.11.2011года Сиражудинова А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимовой о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 4, 5 раздела 4, абзацы 15, 16, 17 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.2012 года №506, по установлению подушевого норматива финансового обеспечения на 1 человека в год

установил:

23 декабря 2011 года Правительством Республики Дагестан принято постановление № 506 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год».

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 23.12.2011 № 506 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее Республиканская программа).

Разделом IV Республиканской программы установлены нормативы объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам на одного человека в год, в частности для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров - 0,055 пациенто-дня, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,249 койко-дня.

Установленные разделом V «Нормативы финансовых затрат на единицу

объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь» подушевые нормативы финансового обеспечения реализации Программы составляют в среднем 3955,9 рублей на одного человека в год, из них 2795,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, 1160,4 рубля - за счет средств бюджета республики.

Заместитель прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимова обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 4, 5 раздела 4, абзацы 15, 16, 17 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.2012 года №506, по установлению подушевого норматива финансового обеспечения на 1 человека в год. Заявление обосновано тем, что нормативы объемов медицинской помощи ни­же требуемых федеральным законодательством, Правительство Республики Дагестан ненадлежащим образом реализовало предоставленные законом полномочия, ограничив закрепленные в статье 41 Конституции Российской Федерации права граждан на необходимую медицинскую помощь. Сведения об опубликовании данного нормативного правового акта отсутствуют.

Министерство здравоохранения Республики Дагестан в возражениях на заявление заместителя прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимовой указало, что низкие стоимостные показатели объясняются ограниченными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан и соответственно недостаточным финансированием отрасли, особенно в части бюджета.

В целях приведения Территориальной программы в соответствие с феде­ральной считают необходимым принять меры по приведению стоимостных нормативов, утверждаемых Территориальной программой в соответствие с фе­деральными нормативами.

Министерство юстиции Республики Дагестан в возражениях на заявление заместителя прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимовой указало, что Правительство Республики Дагестан считает незаконными и необоснованными заявленные требования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы медицинской помощи. При этом ссылается на п.4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010года №326-Ф3, согласно которому в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Отмена указанных в заявлении абзацев 4,5 раздела 4, абзацев 15, 16, 17 раздела 5 Территориальной программы приведет к приостановлению функционирования системы обязательного медицинского страхования. Утвержденная Постановлением Правительства от 23 декабря 2011 года № 506 Программа не противоречит федеральному законодательству.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Дагестан Багомаев A.M. просил заявленные требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Республики Дагестан - Курбаналиев Ю.М.,

просил в удовлетворении требований прокуратуры Республики Дагестан отказать по основаниям, изложенным в возражениях на заявление.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Буттаева С.А. и представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан Сиражутдинов А.Х. просили удовлетворить заявление заместителя прокурора Республики Дагестан.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит, что заявление заместителя прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимовой следует удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно пункта 7 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п. 8). Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 9).

В силу ст. 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования -составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856 Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.2011 № 506 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год.

В разделе 4 и 5 указанной Республиканской программы нормативы объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам на одного человека в год, подушевые нормативы финансового обеспечения реализации Программы ниже требуемых федеральным законодательством.

Правительство Республики Дагестан, реализуя свои полномочия, в нарушение статьи 41 Конституции Российской Федерации ограничила закрепленные в ней права граждан на необходимую медицинскую помощь.

Разделом 4 Республиканской программы установлены нормативы объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам на одного человека в год, в частности для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров -0,055 пациенто-дня, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,249 койко-дня.

Разделом 4 Федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, нормативы объема медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, составляют для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,59 пациенто-дня, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня.

Установленные разделом 5 Республиканской программы «Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь» подушевые нормативы финансового обеспечения реализации Программы составляют в среднем 3955,9 рублей на одного человека в год, из них 2795,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, 1160,4 рубля - за счет средств бюджета республики.

Разделом 5 Федеральной программы подушевые нормативы финансового обеспечения составляют 7633,4 рубля на одного человека в год, из них 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхова­ния, 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов.

Стоимостные показатели в соответствии с Территориальной программой на 2012 год утверждены в следующих размерах:

на 1 койко-день - 985,7 руб. - 67,6 % от федерального норматива (1380,6 руб.); на 1 врачебное посещение - 115,9 руб. - 53,2 % от федерального норматива (218,1руб.); на 1 пациенто-день пребывания в дневном стационаре -442,9 руб. - 94,2 % от федерального норматива (470,5 руб.); на 1 вызов скорой медпомощи - 776,2 руб. (2010 г. - 917,5 руб.) - 45,4 % от федерального норматива (1710,1 руб.).

Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Правительством Республики Дагестан) заниженных по сравнению с Федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, что не соответствует требованиям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Ссылка в возражениях Министерства юстиции Республики Дагестан на Положения п.4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку оспариваемые нормы устанавливают общие нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного человека в год, а не для отдельных заболеваний и состояний здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, а нормы п.4 ст.51 предусматривает возможность включения в территориальные программы обязательного медицинского страхования без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

В возражениях на заявление Министерство здравоохранения Республики Дагестан ссылается на ограниченные возможности республиканского бюджета РД и недостаточное финансирование отрасли.

Однако реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может зависеть и от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

При таких данных суд, установив, что Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год установлен меньший по сравнению с федеральным гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, усматривает противоречие оспариваемых норм федеральному законодательству и считает возможным удовлетворить заявление заместителя прокурора Республики Дагестан Г.III. Ибрагимовой.

В силу положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральной Программе, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Кроме того, при рассмотрении дела по существу суд выяснил, что сведения об опубликовании данного нормативного правового акта отсутствуют, что в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11. 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», т.е. нарушен порядок принятия нормативного правового акта, в частности правила их опубликования, что влечет признание акта недействующим, суд вправе принять решение об удовлетворении заявления

В соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан

решил:

заявление заместителя прокурора Республики Дагестан Г.Ш. Ибрагимовой удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 4, 5 раздела 4, абзацы 15, 16, 17 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.2012 года №506, по установлению подушевого норматива финансового обеспечения на 1 человека в год.

Обязать Правительство Республики Дагестан опубликовать сообщение о принятом судебном решении.

Мотивированное решение составлено 07 августа 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан А.В. Магадова.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Принявший орган: Верховный Суд Республики Дагестан
Дата принятия: 06 августа 2012

Поиск в тексте