ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2013 г. Дело № А22-126/2013

[С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод апелляционного суда о том, что отказ конкурсной комиссии, изложенный в протоколе от 09.10.2012 № 1, правомерен]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиева Санджи Борлыковича (ИНН 080901649828, ОГРН 312081724000012) - Маркиева С.Б. (паспортные данные), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, извещенного надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиева Санджи Борлыковича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу № А22-126/2013 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.), установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиев С.Б. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) о признании незаконным решения комиссии, оформленного протоколом от 09.10.2012 № 1, в части отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе по отбору начинающих фермеров по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство; обязании заинтересованного лица допустить главу хозяйства к участию в конкурсе.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, оформленного протоколом от 09.10.2012 № 1, указав, что заявитель представил все необходимые документы для участия в конкурсе. Наличие трудового стажа более 15 лет по работе в сельском хозяйстве документально подтверждено.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2013 решение от 11.03.2013 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявка главы хозяйства на участие в конкурсе не соответствовала Порядку предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 № 185 (далее - Порядок). Заявитель не представил полный пакет документов, необходимый для участия в конкурсе.

В кассационной жалобе и дополнении к жалобе глава хозяйства просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы считает, что апелляционный суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку сослался на положения Порядка (подпункт «в» пункта 13), не указанные министерством в качестве основания для отказа в допуске к участию в конкурсе. Стаж заявителя в осуществлении сельскохозяйственной деятельности составляет 15 лет, что подтверждается рекомендательным письмом администрации Ханатинского сельского муниципального образования от 17.09.2012. У министерства отсутствовали правовые основания для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе. В личном хозяйстве семьи Маркиевых имеется поголовье скота, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, поэтому представление в комиссию копии трудовой книжки либо диплома необязательно. Заявитель проживает в сельской местности и с детства участвует в ведении личного подсобного хозяйства отца.

Отзыв на кассационную жалобу от министерства не поступил. В судебном заседании глава хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы и дополнения к ней. Министерство процессуального представителя в суд кассационной инстанции не направило, извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав заявителя по делу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 20.09.2012 глава хозяйства представил в министерство заявку на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам с приложением документов (т. 1, л. д. 58, 59).

Экспертная комиссия министерства, рассмотрев заявку главы хозяйства, приняла решение, оформленное протоколом от 09.10.2012 № 1, об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе по основанию, предусмотренному пунктом 17 Порядка. Отказ мотивирован тем, что заявитель не соответствует требованиям, указанным в пункте 2 Порядка (т. 1, л. д. 8).

Считая отказ министерства незаконным, нарушающим права и законные интересы главы хозяйства, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если оспариваемый акт не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в России основано на Конституции Российской Федерации 1993 года и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон от 24.07.2007 № 209), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 № 185 утвержден Порядок, устанавливающий механизм и условия предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в рамках реализации республиканской целевой программы «Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.05.2012 № 147.

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство имеет гражданин Российской Федерации, соответствующий следующим условиям: заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет; заявитель не являлся ранее получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 209, а также единовременной помощи на бытовое обустройство; заявитель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 12 месяцев со дня его регистрации зарегистрированного на территории Республики Калмыкия; заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществлял ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет; крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Законом от 24.07.2007 № 209; заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной республиканской целевой программой «Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.05.2012 № 147, увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции; заявитель представляет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заемных средств); заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процента стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов; заявитель обязуется использовать грант и (или) единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет средств государственной поддержки, исключительно на развитие хозяйства; крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется создать не менее трех постоянных рабочих мест; заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей; заявитель обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) единовременной помощи; заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 06.08.2012 № 272).

В силу пункта 17 Порядка в участии в конкурсе заявителю отказывается в следующих случаях: заявитель не соответствует требованиям, указанным в пункте 2 Порядка; заявитель представил не в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 13 Порядка; в представленных документах выявлены недостоверные сведения. Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с оригиналами и с информацией, полученной от компетентного органа или организации, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством.

По делу установлено, что заявителю в допуске к участию в конкурсе отказано ввиду несоответствия его заявки пункту 2 Порядка, в частности условию о наличии у заявителя среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществления ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.

Согласно заявке на конкурс заявитель представил следующие документы: копия паспорта; копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; копия уведомления о постановке крестьянского (фермерского) хозяйства на налоговый учет; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (главы хозяйства); копия диплома от 26.06.2009 государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» (квалификация «Филолог. Преподаватель по специальности "Филология"»); бизнес-план от 17.09.2012; план расходов за счет гранта на создание и развитие хозяйства; план расходов за счет единовременной помощи; рекомендация сельской городской администрации; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам; выписка из расчетного счета банка; копия договора о намерениях (по поставке товаров) от 17.09.2012.

Анализ положений пункта 2 Порядка и документов, указанных в заявке, позволил суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что на момент обращения в конкурсную комиссию заявитель не представил все, необходимые документы, предусмотренные упомянутым пунктом Порядка. Представленная заявителем копия диплома, выданного Калмыцким государственным университетам, по специальности «Филология», противоречит установленным требованиям о необходимом наличии среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности. Довод кассатора о пятнадцатилетнем стаже ведения личного подсобного хозяйства, наличие которого подтверждается рекомендацией городской администрации (т. 1, л. д. 33), был предметом исследования суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Трудовая книжка либо иной документ, в приложении к заявке и протоколе комиссии не указаны. Представленная в материалы дела копия трудовой книжки на имя Маркиева С.Б. (т. 1, л. д. 34) свидетельствует о том, что заявитель с 01.12.2011 по 19.07.2012 работал в ООО «Охранное предприятие "СН-Резерв"» в должности охранника. Довод главы хозяйства о том, что при наличии выписки из похозяйственной книги представление иных документов (копии диплома, трудовой книжки) необязательно, изучен коллегией и отклоняется, поскольку к заявке не приложена указанная выписка, в перечне документов, представленных в комиссию, и в материалах такой документ как выписка из похозяйственной книги отсутствует.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод апелляционного суда о том, что отказ конкурсной комиссии, изложенный в протоколе от 09.10.2012 № 1, правомерен.

Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Положенные в основу кассационной жалобы доводы, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных апелляционным судом с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа    


ПОСТАНОВИЛ:


постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу № А22-126/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка