• по
Более 66000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2013 г. Дело № А32-19811/2012

[Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь статьей 1 Закона № 244, статьями 17, 19 Земельного кодекса, статьями 1, 65 Водного кодекса, пришли к выводу о нахождении рассматриваемых земельных участков в пределах водоохранной зоны водного объекта, относящегося к федеральной собственности, и, установив отсутствие законодательно закрепленного основания отнесения спорных участков к муниципальной собственности, суды правомерно признали обоснованным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Кабашного Е.Г. (доверенность от 26.12.2012), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Тижбер Д.В. (доверенность от 16.07.2013), в отсутствие представителя заявителя - администрации города Сочи, извещенной надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Гуденица Т.Г., Захарова Л.А., Сулименко О.А) по делу № А32-19811/2012, установил следующее.

Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа управления в лице Лазаревского отдела города Сочи от 14.05.2012 в регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием город-курорт Сочи (далее - муниципальное образование) на следующие земельные участки: с кадастровым номером 23:49:0000000:647, категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 16 130 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лоо» (участок № 1); с кадастровым номером 23:49:0123007:73, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 17 136 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лоо» (участок № 2); с кадастровым номером 23:49:0110005:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 10 650 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Лагуна» (участок № 2); с кадастровым номером 23:49:0117005:84, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 22 990 кв. м, расположенный по адресу Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Головинка» (участок № 1); с кадастровым номером 23:49:0109016:48, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 4257 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Свирский» (участок № 2); с кадастровым номером 23:49:0111001:170, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 10 935 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа «Солоники»; с кадастровым номером 23:49:0125015:45, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадью 23 тыс. кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе улицы Балтийской; обязании управления зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные земельные участки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).

Решением от 27.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что испрашиваемые земельные участки в силу закона отнесены к федеральному уровню собственности; на основании положений Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"» (далее - Закон № 244) право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости у муниципального образования не возникло, отсутствующее право регистрации не подлежит. Оспариваемый отказ управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По доводам жалобы, согласно кадастровым паспортам категория рассматриваемых участков - земли населенных пунктов, разрешенное использование - площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий. Земельные участки входят в границы курорта федерального значения, что в соответствии с Законом № 244 позволяет осуществить их передачу в муниципальную собственность. Земли водоохранной зоны, в том числе прибрежной защитной и береговой полос, не входят в состав земель водного фонда, с учетом статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса, если земли расположены в границах городских, сельских поселений и относятся к землям населенных пунктов, то правом на распоряжение ими обладают органы местного самоуправления.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили. В судебном заседании представители управления и территориального управления просили оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Администрация процессуального представителя в суд кассационной инстанции не направила, извещена надлежащим образом в порядке статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено с учетом статьи 156 Кодекса.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:647, 23:49:0123007:73, 23:49:0110005:36, 23:49:0117005:84, 23:49:0109016:48, 23:49:0111001:170, 23:49:0125015:45.

Письмом от 14.05.2012 управление сообщило администрации об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абзацев 6 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122). Отказ мотивирован тем, что заявленные на государственную регистрацию права земельные участки являются федеральной собственностью. Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данные объекты недвижимого имущества. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом № 122 для государственной регистрации права (т. 1, л. д. 72 - 75).

Считая отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу абзацев 6, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122 в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом № 122.

Отказ в регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац 4 пункта 3 статьи 20 Закона № 122).

В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (часть 1 статьи 17 Земельного кодекса).

В силу пункта 4 части 8 статьи 1 Закона № 244, федеральным законом могут быть предусмотрены случаи отнесения земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона, к федеральной собственности.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 № 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 № 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 № 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», а также решением от 02.09.1987 № 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи».

Пунктами 1, 2 части 2 статьи 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий отнесены как земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, так и земли природоохранного назначения, каковыми являются земли, выполняющие природоохранные функции (пункт 5 части 1 статьи 97 Земельного кодекса).

Земли природоохранного назначения по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ними единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.

Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса).

Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

Одним из основных принципов водного законодательства является регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (пункт 10 статьи 3 Водного кодекса). Режим водного объекта помимо водного режима включает в себя правовой режим (режим охраны), состоящий из ограничений и запретов на те или иные виды водопользования, обязательства осуществления специальных природоохранных мер и т.п.

Поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса).

Устанавливая основные требования к охране водных объектов, законодатель в статье 55 Водного кодекса возложил обязанность по осуществлению мероприятия по охране водных объектов на их собственников.

В целях охраны водных объектов на примыкающих к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ территориях, именуемых водоохранными зонами, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса).

Таким образом, водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь статьей 1 Закона № 244, статьями 17, 19 Земельного кодекса, статьями 1, 65 Водного кодекса, пришли к выводу о нахождении рассматриваемых земельных участков в пределах водоохранной зоны водного объекта, относящегося к федеральной собственности, и, установив отсутствие законодательно закрепленного основания отнесения спорных участков к муниципальной собственности, суды правомерно признали обоснованным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу предусмотренных статьями 286 и 287 Кодекса пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу № А32-19811/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка


Номер документа: А32-19811/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 27 августа 2013

Поиск в тексте