ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2013 г. Дело № А15-2776/2012

[Суды правомерно взыскали проценты за период с 22.06.2012 по 17.09.2012 в сумме 1 331 666 рублей 66 копеек]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкалы (ИНН 0573000018, ОГРН 1110570004203) - Гаджиева Р.А. (доверенность от 15.02.2012), в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества «Черномортранснефть» в интересах Тихорецкого районного управления магистральных нефтепроводов (ИНН 2315072242, ОГРН 1022302384136), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2013 (судья Магомедов Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу № А15-2776/2012, установил следующее.

ОАО «Черномортранснефть» в интересах Тихорецкого районного управления магистральных нефтепроводов (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Махачкалы (далее - инспекция, налоговый орган) о признании действий налогового органа незаконными и взыскании с инспекции 1 598 тыс. рублей процентов на сумму излишне начисленного налога.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд обязал инспекцию уплатить обществу 1 598 тыс. рублей процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль. Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно обратилось с заявлением о возврате процентов с излишне взысканных сумм налогов.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.05.2013 отменил решение Арбитражного суд Республики Дагестан; признал незаконным бездействие налогового органа и взыскал с него в пользу общества 1 331 666 рублей 66 копеек процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль. Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно обратилось с заявлением о возврате процентов. Однако расчет процентов осуществлен неверно. По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции фактически рассмотрел требования общества о незаконности бездействия инспекции по возврату излишне уплаченного налога, сделал правильные выводы, которые не нашли отражения в резолютивной части решения, в части требований общества о признании бездействия инспекции незаконным. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что именно налоговый орган, а не Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан должно нести ответственность за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.

В кассационной жалобе и дополнении к ней инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. Налоговый орган считает, что не должен нести ответственность за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога, так как задержка возврата налога произошла по вине Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан. Суды не учли, что заявление общества от 05.05.2012 о возврате переплаты налоговый орган не получил, следовательно, суды неверно установили начало периода начисления процентов как 22.06.2012.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.08.2013 до 14 часов 00 минут 28.08.2013.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, выслушав представителя налогового органа, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Суды установили, что общество на основании договора от 19.03.3012 №175/ТНФ/12 с 01.01.2012 является участником консолидированной группы налогоплательщиков - ОАО «АК Транснефть» и исполняет обязанности налогоплательщика по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Платежными поручениями от 28.02.2012 № 13380 и от 28.03.3012 № 16032 общество в консолидированный бюджет Республики Дагестан перечислило 80 млн. рублей налога на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков.

Исходя акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.09.2012 №3405, подписанного инспекцией и обществом за период с 01.01.2012 по 31.08.2012, общество имело 78 270 150 рублей 94 копейки переплаты по указанному налогу.

Суды установили, что общество направило в инспекцию заявление от 05.05.2012 № 38-02-25А/1431 о возврате 68 млн рублей излишне уплаченного налога на прибыль, которое инспекция получила 21.05.2012. Данные выводы судов основаны на правильной оценке совокупности имеющихся в деле доказательств, а доводы кассационной жалобы в этой части направлены на переоценку доказательств и отклоняются судом кассационной инстанции.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса (пункт 1 статьи 78 Налогового кодекса). Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (пункты 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса).

Согласно пункту 8 статьи 78 Налогового кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

На основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса, налоговый орган на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учитывая изложенное установленный законом срок для возврата излишне уплаченного налога на прибыль инспекцией истек 21.06.2012. Общество заявило в суд требование о возврате процентов с 22.06.2012.

Суды установили, что 18.09.2012 на основании платежного поручения № 507 обществу возвращена сумма налога на прибыль в размере 68 млн рублей.

Следовательно, суды правомерно взыскали проценты за период с 22.06.2012 по 17.09.2012 в сумме 1 331 666 рублей 66 копеек.

Статья 78 Налогового кодекса, устанавливая обязанность налогового органа произвести возврат излишне уплаченного налога, не указывает, каким органом должна производиться уплата начисленных процентов за каждый день нарушения сроков возврата. При этом законодатель связывает наступление последствий (начисление процентов), предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса, с фактом пропуска срока, установленного для возврата излишне уплаченных сумм налога, а не с какими-либо иными обстоятельствами, в том числе наличием или отсутствием вины налоговой инспекции. Учитывая изложенное суды, взыскивая проценты за просрочку возврата переплаты налога, правомерно не приняли во внимание довод инспекции о том, что она не должна нести ответственность за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога, так как задержка возврата произошла по вине Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан.

Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о неправомерном бездействии налогового органа, противоречит материалам дела и установленным судами обстоятельствам.

Суды установили, что налоговый орган неоднократно принимал решения о возврате обществу налога на прибыль в сумме 68 млн рублей (решения от 02.07.2012 № 6444, от 25.07.2012 № 6541/6444, от 07.08.2012 № 6571, от 04.09.2012 № 6843/6571, от 12.09.2012 № 6666/6571) и направлял их в орган федерального казначейства. В итоге излишне уплаченная сумма налога возвращена обществу.

Признавая незаконным бездействие налогового органа, суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку общество просило признать незаконными действия налогового органа. Данные требования остались нерассмотренными и судом первой инстанции, который в резолютивной части не указал на признание незаконными конкретных действий налогового органа. В мотивировочной части решения, суд первой инстанции сослался на незаконность действий налогового органа, не установив, какие конкретно действия инспекции не соответствуют конкретной норме права. Суд кассационной инстанции не имеет полномочий по устранению указанных недостатков, поэтому в соответствующей части судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду надлежит установить, совершил ли налоговый орган конкретные незаконные действия, повлекшие несвоевременный возврат обществу излишне уплаченных сумм налога на прибыль.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 и решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.02.2013 по делу № А15-2776/2012 отменить в части признания незаконным бездействия ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы Республики Дагестан, выразившегося в несвоевременном возврате излишне уплаченного налога в сумме 68 млн рублей, и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка