• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2012 года Дело N А45-14411/2012


[В удовлетворении требований арендатора об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, путем принятия условий договора в редакции, предложенной истцом отказано. Суд счел неправильным определение истцом спорного участка как земельного участка, ограниченного в обороте и, соответственно, неверным предложенный истцом коэффициент при определении размера арендной платы]
(Извлечение)
 

_____________________________________________
Постановлением от 17.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14411/2012, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 года, решение от 10.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14411/2012 отменено, заявленные требования удовлетворены
_____________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела N А45-14411/2012 по иску Федерального государственного унитарного предприятия «СНИИМ» г. Новосибирск к территориальному управлению по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск о разрешении разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:021190:41., при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии» (ФГУП «СНИИМ») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к территориальному управлению по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ТУ по УГИ в НСО) об урегулировании разногласий при заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021190:41, просит считать договор заключенный в следующей редакции

Пункт договора:

Редакция ФГУП «СНИИМ»:

Абзац 2 пункта 3.1.

«Размер годовой Арендной платы для «Арендатора-1» в доле 90,68% за площадь земельного участка 9535,01 кв. м. с 06.12.2011 составляет 7423,76 руб. (семь тысяч четыреста двадцать три рубля 76 коп.) без НДС. Ежемесячная арендная плата для «Арендатора-1» составляет 618,65 руб.».

Абзац 3 пункта 3.2.

«Размер арендной платы определен в соответствии с п. 3 пп. а) «Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы...»

Абзац 1 пункта 8.1.

«Арендатор-1» обязуется в срок до 15.03.2012 оплатить арендную плату в федеральный бюджет по договору аренды земельного участка за период с 06.12.2011 по 29.02.2012 включительно, в сумме 1855,95 руб.».

Приложение N 1

«В соответствии с п. 3 пп. а) «Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»,арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением 0,01 процентов в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации». 74237523,23 х 0,01 % = 7423,76 руб.


Истец считает, что должен применяться коэффициент, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 583 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (в редакции N 697 от 19.08.2011)» равный «0,01».

Ответчик представил отзыв на иск, просит в удовлетворении требований отказать, считает, что указанный земельный участок не ограничен в обороте, относится к землям населенных пунктов, в связи с чем, при расчете размера арендной платы необходимо применять подпункт «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 583 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Характеристика земельного участка, как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает исчерпывающий перечень находящихся в федеральной собственности объектов, в случае нахождения которых на земельном участке, последний является изъятым из оборота. Однако, на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021190:41 указанных в перечне объектов не значится. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, определив предмет доказывания в рамках настоящего дела, проанализировав доводы, изложенные в исковом заявлении и отзыве на него, сопоставив их с нормами действующего законодательства, Арбитражный суд Новосибирской области, не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

08.02.1979 истцу в бессрочное безвозмездное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,98 га, расположенный в Железнодорожном районе г. Новосибирска, что подтверждается актом на право пользования землей N 30. В соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска N 478 от 17.03.2000 площадь участка увеличена до 1, 0515га. Данный земельный участок зарегистрирован за кадастровым номером 54:35:021190:41.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков до 01.01.2012 в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:021190:41 спор возник по следующим пунктам: 3.1, 3.2, 8.1, Приложение N 1 (расчет арендной платы). Указанные пункты устанавливают порядок расчета суммы арендной платы и ее размер.

Между истцом и ответчиком отсутствует спор о том, что арендная плата должна рассчитываться исходя из Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 583 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (в редакции N 697 от 19.08.2011)».

Однако, ответчик, считает, что в отношении истца при расчете размера арендной платы должен применяться коэффициент равный «2» (подпункт «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы), а истец считает, что должен применяться коэффициент, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы равный «0,01».

Указанная правовая позиция истца основана на следующем: Ставка 0,01 % указанная в подпункте «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы предусмотрена для земельного участка:
- предоставленного юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.
Указом Президента Российской Федерации N 1009 от 04.08.2004 истец внесен в перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

ФГУП «СНИИМ» внесено в перечень стратегических организаций в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р.

Истец считает, что в соответствии с вышеперечисленными документами и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, данный земельный участок является ограниченным в обороте, предоставлен ФГУП «СНИИМ» для осуществления деятельности, связанной с обеспечения обороны, безопасности и не признан объектом налогообложения по земельному налогу. В этой связи ФГУП «СНИИМ» освобождено от уплаты земельного налога с 2006, что подтверждается п. 2.10.1 Акта N 9/15 Выездной налоговой проверки ФГУП «СНИИМ» от 14.07.2011.

Исследовав вопрос определения размера арендной платы, арбитражный суд установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земельный участок, представляемый ФГУП «СНИИМ» в аренду, относится к категории земель населенных пунктов.

Характеристика земельного участка, как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает исчерпывающий перечень находящихся в федеральной собственности объектов, в случае нахождения которых на земельном участке, последний является изъятым из оборота. Однако, на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021190:41 указанных в перечне объектов не значится.

Согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Исключения земельных участков, ограниченных в обороте из объектов налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами.

В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами «Об обороне», «О безопасности» и Таможенным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, первостепенным критерием является вид разрешенного использования земельного участка, в то время как, земельный участок, предоставляемый ФГУП «СНИИМ» в аренду, относится к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий института метрологии.

Таким образом, указанный участок не ограничен в обороте, относится к землям населенных пунктов, в связи с чем, при расчете размера арендой платы необходимо применять подпункт «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 583 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Кроме того, расположение в границах указанного участка объектов недвижимости находящихся, в том числе и в частной собственности, исключает возможность признания его ограниченным в обороте.

В случае применения подпункт «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, указанная льгота по арендной плате автоматически распространится на иных лиц, выступающих на стороне арендатора, поскольку п. 1.4 договора аренды земельного участка, как и договором в целом, предусмотрено согласие арендатора на вступление в него иных правообладателей (собственников объектов недвижимости).

На основании изложенного, суд считает доводы истца необоснованными и не усматривает оснований считать договор заключенным в редакции ФГУП «СНИИМ».

Таким образом, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются судом в соответствии с протоколом согласования разногласий в редакции арендодателя (л.д. 60):

Редакция Арендодателя

Новая редакция арендодателя

абз. 2 п.3.1. по тексту

п. 3.1. аб.2 Договора: Размер годовой арендной платы для «Арендатора-1» в доле 90,68 % за площадь земельного участка 9535,01 кв.м с 06.12.2011 составляет 1656797,48 руб. (Один миллион шестьсот пятьдесят шесть тысяч семьсот девяносто семь рублей 48 коп.) без НДС. Ежемесячная арендная плата для «Арендатора-1» составляет 138066,46 руб. (Сто тридцать восемь тысяч шестьдесят шесть рублей 46 коп.) без НДС

аб. 3 п. 3.2. по тексту

аб.3 п. 3.2. Договора: Размер арендной платы определен в соответствии с п. 3 пп. д Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы …»

аб. 1 п. 8.1. по тексту

аб.1 п. 8.1. Договора: «Арендатор 1» обязуется в срок до 15.03.2012 оплатить арендную плату в федеральный бюджет по договору аренды земельного участка за период с 06.12.2011 по 29.02.2012 включительно, в сумме 391930,63 руб. (Триста девяносто одна тысяча девятьсот тридцать руб. 63 коп.) без НДС.

Приложение № 1 по тексту

Приложение № 1 Договора изложить в следующей редакции: В соответствии с п. 3 пп. Д Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением 2 процентов в отношении земельных участков право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; 82839873,90х2% =1656797,48


В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине по иску следует отнести на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167- 171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

решил:

В иске отказать.
Судебные расходы по иску отнести на истца.
Решение арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья:
...

Текст документа сверен по:
файл-рассылка
     

Номер документа: А45-14411/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Новосибирской области
Дата принятия: 10 мая 2012

Поиск в тексте