СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 декабря 2012 года Дело N 33-14774/2012

дело № 33-14774/2012

26 декабря 2012 года город Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Хайрутдинова Д.С.

судей Батршиной Ю.А.

Кривцовой О.Ю.

при секретаре Тарасовой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО8 - ФИО5 на решение Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным отказ Администрации городского округа ... Республики Башкортостан в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №... в аренду для строительства индивидуального жилого дома.

Признать недействительным снятие ... ... с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №...

Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №....

Обязать Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер №... сроком на 3 года для строительства индивидуального жилого дома.

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации городского округа ... РБ (далее - ...), в котором просил: признать недействительным отказ Администрации города в предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером №... в аренду для строительства индивидуального жилого дома; признать недействительным снятие Администраций города с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка и обязать Филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №....; обязать ... города заключить с ним договор аренды указанного земельного участка, расположенного по адресу: ....

Заявленные требования ФИО1 мотивировал тем, что он обратился в Администрацию города с заявлением о предоставлении ему для строительства индивидуального жилого дома в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер №...

Администрация города не дала ему ответ, что он расценивает как отказ. Вместо дачи письменного ответа представитель ... подал заявление в ... ... года о снятии испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета. Таким образом, ... были нарушены статьи 30, 30.1, 32, 59 и 60 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 24 Федерального закона №... от ... года.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО8 - ФИО5 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В частности указывает, что обжалуемым решением нарушены права ФИО8, поскольку постановлением мэра ... от ... года «Консорциуму по строительству жилья при администрации ...» предоставлен земельный участок площадью 66 га из городских земель, из них 53 га для строительства жилья и 13 га под ограждающую дамбу. Право землепользования также подтверждается свидетельством на право владения и пользования землей №... от ... года, постановлением главы Администрации города от ... года №.... На основании данных документов «Консорциум по строительству жилья при администрации ...» заключил с ней ... года договор №.... На предоставленном ей земельном участке она начала строительство жилого дома. В Кировском районном суде ... РБ рассматривается ее иск к Администрации города о признании права собственности на незавершенный строительством объект по адресу: ..., ж/р ... участок №... на земельном участке площадью №...м. с кадастровым номером №... (идентичен кадастровому номеру №... Таким образом, фактически суд решением лишил ее прав собственника недвижимого имущества, находящегося на земельном участке и прав землепользователя.

Также полагает, что перечисленные судом в решении нормы Земельного кодекса не предусматривают преимущественного права ФИО1 на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду, и не приведено ни одной нормы закона, обязывающей собственника земли - Администрацию города заключить договор аренды именно с ФИО6 Администрацией города аукцион по продаже права аренды спорного земельного участка не проводился, объявление о проведении аукциона не публиковалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности ФИО7 просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным. Считает, что исковые требования ФИО1 законные и обоснованные, поскольку им было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома. На основании заявления Администрация города должны была либо принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать заявление о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади. Считает, что принятым судом решением не нарушены права ФИО8, поскольку она не является законным владельцем спорного земельного участка.

Представитель ФИО8 - ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В абзаце 4 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... года №... «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции» обращено внимание судов на то, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.

Следовательно, у ФИО8, как лица, не привлеченного к участию в деле, и подавшей апелляционную жалобу на состоявшееся по делу решение суда первой инстанции, должен иметься материально-правовой интерес на предмет спора, который подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, никак не опровергнутыми стороной истца.

Так, из материалов дела следует, что обжалуемым решением Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года, суд обязал: ... восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №... Администрацию города заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер №... кв.м. сроком на три года для строительства индивидуального жилого дома.

В производстве Кировского районного суда ... РБ находится иск ФИО8 о признании права собственности на незавершенный строительством объект по адресу: ..., ... №..., на земельном участке площадью №... кв.м. с кадастровым номером №.... По данному делу судом принято решение, которое на день рассмотрения настоящего дела не вступило в законную силу.

Заявляя о праве собственности на самовольно возведенный объект незавершенного строительства, ФИО8 ссылается на постановления органа местного самоуправления 1994-1995 годов о предоставлении вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... от ... года №... следует, что характеристики земельного участка №... идентичны характеристикам аннулированного земельного участка №..., местоположение границ полностью совпадает.

При таких обстоятельствах и представленных доказательствах имеются основания полагать, что решением, принятым без привлечения к участию в деле ФИО8, были нарушены права последней, также претендующей на спорный земельный участок, она ограничена в праве на получение спорного земельного участка.

С учетом изложенного, в соответствии с п. 2 ч. 4, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду рассмотрения дела в отсутствие ФИО8, не привлеченной к участию в деле, и влечет переход к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что ... года от истца в Администрацию города поступило заявление о предоставлении ему под индивидуальное жилищное строительство в аренду без предварительного согласования места размещения объекта земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка №..., с приложением к заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого участка земли.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 исходил из того, что на его заявление Администрация города ответа не дала, что он расценил как отказ, который и посчитал возможным обжаловать. При этом материалы гражданского дела не содержали отказа Администрации города истцу в предоставлении испрашиваемого участка земли.

В суд апелляционной инстанции представитель истца представил ответ от ... года Управления по земельным ресурсам Администрации города, которым на заявление истца в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано со ссылкой на то, что кадастровые сведения земельного участка с кадастровым номером 02:55:011107:677 имеют аннулированный статус, в связи с чем, удовлетворение просьбы не предоставляется возможным.

Материалами дела также подтверждено, что спорный и вышеуказанный земельный участок на основании поступившего заявления представителя Администрации ГО ... РБ о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости №... от ... года, а также решения №... от ... года Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по РБ, учитывая п. 53 Порядка ведения государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ... года №..., снят с государственного кадастрового учета объекта недвижимости согласно ст. 16 Федерального закона от ... года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и исключен из сведений государственного кадастра недвижимости.

Далее по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ... года №... и приложенного к нему Межевого плана, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №... идентичный характеристикам аннулированного участка №... местоположение границ которых полностью совпадает. В письме №... от ... года (л.д. 42-44) ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ сообщило, что земельный участок, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН, и в частности №... и вновь образованный земельный участок №... является одним и тем же объектом недвижимости. В период с 06 февраля по ... года сведения о земельном участке вновь были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка и действия Администрации города по снятию земельного участка с кадастрового учета не соответствуют закону; не приняв решения в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка, Администрация города нарушила требования Земельного кодекса РФ.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан с нарушением норм материального и процессуального права, без учета и оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения данного дела.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Статьей 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Анализ приведенных выше норм земельного законодательств в их правовой связи позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в аренду должно производиться исключительно с соблюдением принципа публичности, в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать населению информацию о предоставлении земельных участков, независимо от целей, для которых они предоставляются.

При этом несоблюдение указанных принципов свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков в аренду.

Из представленных документов не усматривается, что до обращения ФИО1 с иском в суд и по настоящее время Администрацией города принимались меры для обеспечения опубликования сообщения в средствах массовой информации о земельном участке, испрашиваемом истцом.

В связи с чем, у суда не было оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований, и признании недействительным отказа Администрации города в предоставлении земельного участка, обязательстве предоставить спорный земельный участок в аренду, поскольку фактически иск ФИО1 направлен на получение земельного участка без соблюдения публичного порядка и требования истца сводятся к предоставлению ему спорного земельного участка в аренду без аукциона, бесплатно, что не предусмотрено нормами земельного законодательства.

Изложенное не лишает истца права на получение спорного участка с соблюдением процедуры его предоставления в общем порядке по итогам проведения аукциона. Следовательно, истцу не отказано в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Приведенное свидетельствует также об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца при совершении Администрацией города действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, тогда как согласно ст. 2 ГПК Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 3 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания действий (бездействия) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и свобод гражданина.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспариваемого права, поэтому при обращении с требованиями о признании незаконными действия Администрации городского округа ... РБ по снятию спорного участка земли с кадастрового учета, заявитель обязан в порядке ст. 56 ГПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет или снятие его с учета не могли повлиять на отсутствующее у ФИО1 право на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без соблюдения установленной законом процедуры и получения права на заключение договора аренды земельного участка без выкупа.

Подав заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета, Администрация города препятствий для заявителя в получении земельного участка не создала, так как положениями подпункта 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта, а именно: 1) обращение с заявлением; 2) проведение работ по формированию земельного участка, что включает в себя: подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов; публикацию сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов; 3) государственный кадастровый учет; 4) проведение торгов; 5) подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является третьим этапом в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, и отсутствие у лица, обратившегося с заявления о предоставлении участка земли без предварительного согласования места размещения, кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка само по себе не могло является препятствием в оформлении прав на землю в установленном законом и выше приведенном в порядке.