СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2012 года Дело N 33-11109/2012

дело № 33-11109/2012

г. Уфа 23 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой З.Х.

судей Сафина Ф.Ф. Арманшиной Э.Ю.

с участием прокурора Муратовой Е.М.

при секретаре Искужине С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Туймазинского межрайонного прокурора ..., апелляционную жалобу КНЕ на решение Туймазинского районного суда ... от ... года, по делу по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к КНЕ, третьему лицу на стороне истца - Государственному учреждению «...» о запрещении строительства, которым постановлено:

исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к КНЕ о запрещении строительства трех капитальных домов размерами №... и сруба на капитальном фундаменте размерами №... на базе отдыха «...» по адресу ..., ..., расположенных на землях ... ..., в границах особо охраняемой природной территории природного парка «...» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка ... удовлетворить.

Запретить КНЕ строительство трех капитальных домов размерами №... и сруба на капитальном фундаменте размерами №... на базе отдыха «...» по адресу ..., ..., расположенных на землях ... ..., в границах особо охраняемой природной территории природного парка «...» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка ....

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РБ Арманшиной Э.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к КНЕ, третьему лицу на стороне истца - Государственному учреждению «...» о запрещении строительства. В обоснование своих исковых требований указал, что КНЕ купила у НОЕ по договору купли - продажи от ... года незавершенный строительством жилой дом, незавершенную строительством баню, №... бытовых вагончиков и другое имущество, размещенное на базе отдыха «...» по адресу: ..., расположенной на землях ..., в границах особо охраняемой природной территории природного парка «...». Актом прокурорской проверки от ... года установлено, что на территории базы отдыха «...» без согласования с администрацией ГУ Природный парк «...» ведется строительство №...-х капитальных домов, а также возведен сруб на капитальном фундаменте размерами №... м. Прокурор просил суд запретить КНЕ строительство трех капитальных домов размерами №... м и сруба на капитальном фундаменте размерами №... м на базе отдыха «...» по адресу ..., ..., расположенных на землях ... ..., в границах особо охраняемой природной территории природного парка «...» до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство и согласования с администрацией природного парка ....

Определением Кировского районного суда ... ... от ... года гражданское дело направлено для рассмотрения по подсудности в Туймазинский районный суд ....

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе КНЕ ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих возражений указывается, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих доводы о том, что строительством деревянных домов нарушаются права граждан соседних баз. Сточные воды от строительства домов не попадают на соседние базы, поскольку при строительстве деревянных домов не используются жидкие примеси. На территории базы «...» находится труба, которая выводит сточные воды в период дождя в противоположную от баз сторону. Доводы ответчика о необходимости поведения экологической экспертизы для определения наличия негативного воздействия на окружающую среду, судом оставлены без удовлетворения. Полагает, что требования, предъявленные прокурором, не входят в компетенцию Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры.

В апелляционном представлении Туймазинского межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих возражений указывается, что при рассмотрении данного дела, в нарушение требований ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, судом к участию в деле не привлечена Инспекция государственного строительного надзора по ....

До рассмотрения дела в апелляционной инстанции от Туймазинского межрайонного прокурора БАМ поступило заявление о прекращении апелляционного производства по апелляционному представлению, в связи с отказом от представления.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы КНЕ, выслушав прокурора МЕМ, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.

Как усматривается из материалов гражданского дела, ... года между НОА и КНЕ заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым НОЕ (продавец) передала в собственность КНЕ (покупатель) имущество: незавершенный строительством жилой дом, незавершенную строительством баню, №... бытовых вагончиков и другое имущество, размещенное на базе отдыха «...» по адресу: ..., ... (л.д. №...).

Комиссией в составе директора природного парка «...» ПСА, помощника Башкирского природоохранного межрайонного прокурора ДАН, начальника Туймазинского территориального управления Минэкологии ... ХАФ ... года произведен осмотр базы отдыха, о чем составлен соответствующий акт. Установлено, что на территории базы отдыха «...» на границе с лесным массивом ведется строительство капитального дома размером №... м, с правой стороны возведен сруб на капитальном фундаменте №... метров, подготовлен фундамент под капитальное строительство размерами №... м. Разрешающей документации на строительство объектов недвижимости не представлено (л.д. №...).

Согласно акту от ... года, составленному комиссией в составе главного специалиста-эксперта Туймазинского ТУ Минэкологии ... ШРР., главного инженера ... по выполнению земельно - кадастровых работ ВАГ, землеустроителя ... ... СОВ следует, что фактическая площадь земельного участка, занимаемая базой отдыха «...» составляет №... га, кадастровый номер №..., целевое назначение земель - земли сельхозназначения, правоустанавливающие документы - карта - схема расположения базы отдыха, справка о внесении платежей. КНЕ подано заявление в МУП ... на выполнение межевого плана (л.д.№...).

Из акта обследования территории, прилегающей к базе отдыха «...» природного парка «...», составленного ... года комиссией в составе специалиста природного парка «...» ВАМ эколога АИВ, инспектора ГИР, следует, что на указанной территории производятся земляные работы, в результате которых уничтожен почвенный слой №... кв. метров, разрешительная и проектная документация на производимые работы не представлена, сточные воды попадают на территорию других баз (л.д. №...).

Согласно сведениям, представленным лесничим ГУ «...» ФРЮ, база отдыха ...» находится вне границ лесного фонда ГУ «...», на границе с ... (л.д.№...).

В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с природными парками согласовываются вопросы социально - экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охраны.

На основании п. 18 Положения «О природных парках в Республике Башкортостан», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан 26 февраля 1999 № 48, все проекты объектов строительства на территориях природных парков, отвод земельных и водных участков согласовываются с государственными органами, в ведении которых они находятся, а также с другими государственными органами Республики Башкортостан в пределах их компетенции.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства иных ресурсов.

В силу ст. 37 Закона строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с ч.ч. 1, 5, 9 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, вступившей в силу 01.01.2006 года, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно - эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией).

В соответствии с частями 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно части 7 указанной статьи в перечень документов, в обязательном порядке прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, включено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Судом установлено, что проектная и разрешительная документация на производимые строительные работы в ..., на пользование данным участком лесного фонда, а также надлежащие согласования, в том числе с дирекцией парка «...» у КНЕ отсутствуют, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела. Ответчиком доказательства в опровержение исковых требований прокурора не представлены.

С учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что осуществление ответчиком строительства объектов на территории природного парка «...» в отсутствие согласования с администрацией природного парка, положительного заключения государственной экспертизы с комплексной оценкой соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, без утвержденной в установленном порядке проектной документации, не соответствует пункту 5 статьи 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», пункту 18 Положения «О природных парках в Республике Башкортостан», статье 49 Градостроительного кодекса РФ, статьям 34-37 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Действия ответчика нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку создают угрозу сохранности охраняемой природной территории находящейся в республиканской собственности. В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что прокурором не представлены доказательства негативного воздействия на окружающую среду осуществляемым ею строительством, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с приведенными выше требованиями законодательства строительство может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и разрешения на строительство. Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не имеют правового значения для правильного разрешения спора.

При вынесении решения судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского районного суда ... от ... года по делу по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации к КНЕ, третьему лицу на стороне истца - Государственному учреждению «...» о запрещении строительства, оставить без изменения, апелляционную жалобу КНЕ - без удовлетворения.

Председательствующий З.Х. Осетрова

Судьи Ф.Ф. Сафин

Э.Ю. Арманшина

Справка: судья Суслова И.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка