• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 17 января 2012 года Дело N 33-112/2012
 

дело № 33-112/2012

г. Уфа 17 января 2012г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Алексеенко О.В.

судей Хайрутдинова Д.С.

Троценко Ю.Ю.

при секретаре Калмацкой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ОАО «Жилуправление» Абдуллина А.М. на решение Октябрьского городского суда РБ от 01 декабря 2011 года, которым постановлено:

признать недействительными условия договоров, направленных ОАО «Жилуправление» в адрес собственника квартиры ... Дуброва Н.М. в форме извещений-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг - в части требования об оплате расходов по графе «содержание и ремонт» за периоды: с января 2008г. по декабрь 2008г., с января 2009г. по декабрь 2009г., за январь 2010г., за январь 2011г.

В остальной части исковых требований - отказать.

Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дубров Н.М. обратился в суд с иском с последующим уточнением исковых требований к ОАО «Жилуправление» о защите и восстановлении нарушенных прав потребителя, просит признать недействительными условия договора в части «содержание и ремонт», направленного в его адрес в ..., ОАО «Жилуправление» в виде извещений - квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь- декабрь 2008г., январь- декабрь 2009г., январь 2010г., февраль-июль 2011г. В обоснование указал, что направленные ответчиком за указанные периоды извещения-квитанции не содержали необходимой информации о предоставляемых услугах и работах, собственники помещений вмногоквартирном доме ..., управляющую организацию не выбирали, общего собрания собственников не проводилось, открытый конкурс по отбору управляющей организации - не проводился. С ОАО «Жилуправление» договор на управление не заключался. В 2008г., 2009г. ОАО «Жилуправление» не имело полномочий управлятьмногоквартирным домом №... по .... ОАО «Жилуправление» не предоставляло информацию об оказываемых услугах и работах, смету. ... года ОАО «Жилуправление» победило в конкурсе на управление многоквартирным домом - на срок один год, то есть по ... года Только в этот период ОАО «Жилуправление» имело право направлять в адрес истца извещения-квитанции на оплату за жилищно-коммунальные услуги. Конкурс от ... года был признан несостоявшимся, конкурсная комиссия приняла решение заключить договор управления указанным многоквартирным домом с ОАО «Жилуправление». ОАО «Жилуправление» без законных оснований в период с ... года по август 2011г. продолжало направлять в адрес истца извещения-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предложений о заключении договора, с перечнем работ и тарифов, не было.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представителя ОАО «Жилуправление» Абдуллина А.М. ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что управляющей организацией является ОАО Жилуправление, собственниками дома право на изменение способа управления с 01 ноября 2006 года не реализовано, факт управления домом данной организацией не оспаривается. На основании закона, собственники жилых помещений несут бремя по ремонту и содержание жилых помещений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ОАО «Жилуправление» Абдуллина А.М., Пашпекина Д.В., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 154 Жилищного кодекса РФ: «2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности».

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Размер платы за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии со ст.ст. 156, 157 ЖК РФ.

Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что cобственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Согласно ст.39 ЖК РФ, «1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от ... года N 237-ФЗ)

4. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений вмногоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. (часть четвертая введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)».

Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (с изменениями Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Указанными Правилами предусмотрено:

Пунктом 16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями -в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 17. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Пунктом 30. Содержание общего имущества обеспечивается:

а) собственниками помещений - за счет собственных средств;

б) собственниками жилых помещений - гражданами, имеющими право на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - за счет собственных средств с использованием предоставленных им субсидий;

в) собственниками жилых помещений - физическими лицами, получившими (получающими) в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления компенсацию расходов (части расходов) на оплату жилых помещений и коммунальных услугили на денежные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых из соответствующих бюджетов, - за счет собственных средств с использованием компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или соответствующих денежных выплат;

г) собственниками жилых помещений - гражданами, получившими (получающими) льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций - за счет собственных средств с учетом скидок, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов на осуществление целевых расходов, связанных с предоставлением указанных скидок.».

Из изложенных норм следует, что право выбора управляющей организации, а также утверждение перечня работ и услуг - предоставлено собственникам.

Пунктом 34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Пункт 36. В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные нормы права, и пришел к обоснованному выводу о необходимости признать недействительными условия договоров, направленных ОАО «Жилуправление» в адрес собственника квартиры ... Дуброва Н.М. в форме извещений-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг - в части требования об оплате расходов по графе «содержание и ремонт» за периоды: с января 2008г. по декабрь 2008г., с января 2009г. по декабрь 2009г., за январь 2010г., за январь 2011г., в остальной части исковых требований отказать.

Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, договором передачи квартиры в совместную собственность от ... года, квартира по адресу: ..., передана в совместную собственность Д.Е.М., Дуброву Н.М., Д.В.Н. (л.д.7-8).

Судом установлено, что по содержанию и ремонту дома ... ОАО «Жилуправление» ежемесячно в оспариваемый период направляло по адресу ... - на имя Дуброва Н.М. - квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, с предложением оплаты графы «содержание и ремонт», т.е. оферту, истец данную оферту акцептовал, оплату за указанный период производил, прекратил оплачивать с февраля 2011 г.

Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе содержание и ремонт жилья, в зависимости от степени благоустройства и типа жилья:

на 2008г. были утверждены Решением Совета ГО ... №... от ... года для населения.

Решением Совета ГО ... от ... года были внесены изменения в решение Совета ГО ... «Об утверждении цен и тарифов на ЖКХ на 2008 г.» и установлена плата за жилое помещение лишь для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда.

на 2009 ... городского округа ... РБ №... от ... года был установлен размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещении муниципального жилищного фонда.

на 2010 ... ГО ... №... от ... годабыла установлена плата в том числе для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Решением Совета ГО ... №... были внесены изменения в упомянутое решение Совета ГО ..., установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения лишь для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Судом также установлено, что решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме ... по установлению тарифов « за содержание и ремонт» в спорный период - не принималось. Решениями Совета ГО ... цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2008г., 2009г, 2010г для собственников жилых помещений - не устанавливались.

При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что на период с января 2008г. по 28 января 2011г. размер платы за содержание и ремонт в предусмотренном законодательством порядке установлен не был, в связи с чем, начисление и предъявление к оплате ОАО «Жилуправление» в адрес Дуброва Н.М. платы за содержание и ремонт в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг - производилось неправомерно, поскольку размеры тарифа для собственников были указаны произвольно.

Что касается тарифов в период с 28.01.2011г., суд правильно установил, что указанные тарифы предъявлены обоснованно, т.к.решением Совета ГО ... РБ от 24.12.2010 года ... установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год.

Более того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несостоятельности доводов Дуброва Н.М. об отсутствии законных оснований у управляющей организации управлять домом и о неправомерности направления ими в его адрес квитанций на оплату услуг именно ОАО «Жилуправление», с которым у него договор не заключен.

При таких обстоятельствах, суд, на основании исследованных доказательств, правильно применив нормы материального права, пришел к верному выводу об отказе Дуброву Н.М. в удовлетворении исковых требований по периоду с 28 января 2011 года по июль 2011 года.

Что касается доводов в кассационной жалобе, а именно что управляющей организацией является ОАО Жилуправление, собственниками дома право на изменение способа управления с 01 ноября 2006 года не реализовано, факт управления домом данной организацией не оспаривается, на основании закона, собственники жилых помещений несут бремя по ремонту и содержание жилых помещений, то они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, поскольку данным доводам дана надлежащая оценка в решении суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену или изменение, по доводам кассационной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), ст.2 Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ», судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского городского суда РБ от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОАО «Жилуправление» Абдуллина А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий Алексеенко О.В.

Судьи Хайрутдинов Д.С.

Троценко Ю.Ю.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-112/2012
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 17 января 2012

Поиск в тексте