СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 2011 года Дело N 33-8659/11

по делу № 33-8659/11

30 июня 2011 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Габитовой А.М.

судей Нурисламове Ф.Т.

Васильевой Г.Ф.

при секретаре Латыповой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2011 г., которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Нургалиева Б.Ф., ... года года рождения удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Нургалиеву Б.Ф. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. в черте ....

В иске прокурора Краснокамского района Республики Башкортостан к Администрации Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Краснокамского района Республики Башкортостан в интересах Нургалиева Б.Ф. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить Нургалиеву Б.Ф. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, мотивируя требования тем, что Нургалиев Б.Ф. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Нургалиев Б.Ф. по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2, 5, 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления Республики Башкортостан не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

Из материалов дела усматривается, что родителями Нургалиева Б.Ф., ... года года рождения, являются ФИО1, умерший ... года, и ФИО2, умершая ... года (л.д. 30, 34, 35).

В период времени с ... г. по ... г. Нургалиев Б.Ф. обучался в ..., что подтверждается копией диплома и справкой указанного учреждения (л.д. 12, 31).

... года Нургалиев Б.Ф. окончил ... с присвоением квалификации ... (л.д. 29).

Постановлением главы администрации Краснокамского района Республики Башкортостан от ... года ... Нургалиев Б.Ф., как ребенок оставшийся без попечения родителей, был определен в детское государственное учреждение, и за ним сохранено право проживания по адресу: ... (л.д. 32).

Постановлением главы администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан от ... года ... Нургалиев Б.Ф. как ребенок-сирота поставлен в очередь на получение жилья (л.д. 9).

Постановлением главы администрации муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан от ... года ... признать не действующим и не подлежащим применению п. 3 постановления главы администрации Краснокамского района Республики Башкортостан от ... года ... о сохранении за Нургалиевым Б.Ф. права проживания по адресу: ... (л.д. 33).

Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан от ... года, письму ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» Нефтекамский межрайонный филиал от ... года, Нургалиев Б.Ф. собственником какого-либо жилого помещения не является (л.д. 14, 15).

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку Нургалиеву Б.Ф. как ребенку-сироте должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м., а в силу приведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению Нургалиеву Б.Ф. жилого помещения во внеочередном порядке должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан.

Доводы кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. о том, что обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления, поскольку Республика Башкортостан как субъект РФ осуществляет лишь финансирование расходов администраций муниципальный районов и городских округов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, является необоснованным, поскольку закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан не принят, а потому на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению Нургалиеву Б.Ф. жилого помещения вне очереди.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - не содержащими оснований для отмены судебного постановления.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, разрешил спор в соответствии с материальным и процессуальным законом, а поэтому судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий: А.М. Габитова

Судьи: Ф.Т. Нурисламов

Г.Ф. Васильева

Справка: судья Шакирова А.С.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка