СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 01 ноября 2011 года Дело N 33-14676/2011
г. Уфа 01 ноября 2011 года дело № 33-14676/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Усмановой Р.Р.
судей Киньягуловой Т.М., Гизатуллина А.А.
при секретаре Хуснитдиновой А.С.
рассмотрела в судебном заседании 01 ноября 2011года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства РБ Калеевой Н.О. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 05 августа 2011 года, которым постановлено:
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Арчаковой Е.Д. жилое помещение вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающие установленным стандартам и техническим требованиям.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Стерлитамак в интересах Арчаковой Е.Д. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Стерлитамак, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в котором просил обязать ответчиков предоставить Арчаковой Е.Д. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, указывая, что Арчакова Е.Д. на основании постановления администрации Ишимбайского район и г. Ишимбай была определена в Петровский детский дом, отец Арчаковой Е.Д. умер, мать осуждена. В настоящее время проживает в комнате гостиничного типа по адресу: ...50. Постановлением главы Администрации ГО г. Стерлитамак Арчакова Е.Д. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе представителя Правительства РБ Калеевой Н.О. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя Правительства РБ Калеевой Н.О., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу абз.2 п.1 ст.8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение содержится в ст.57 ЖК РФ (п.2 ч.2).
Абзацем 3 ч.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз.4, 5 ст.8 Закона РБ от 27.10.1998г. №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Согласно п.1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и не условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
В соответствии с пп.6 п.1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Законом РБ от 28.12.2005г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Из материалов дела следует, что Арчакова Е.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, что подтверждается постановлением Администрации ГО г. Стерлитамак ... от ... года (л.д. 11).
С ... года по ... года Арчакова Е.Д. обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ПЛ ... г. Стерлитамак.
В настоящее время Арчакова Е.д. проживает в комнате гостиничного типа по адресу: ...
Мать Арчаковой Е.Д. - Арчакова А.Г. приговором Ишимбайского городского суда РБ от ... года признана виновной в совершении преступления предусмотренного ст.158 ч.3 п.п.А,В,Г, ч.2 ст. 161 УК РФ и ей назначено наказание в виде четырех лет шести месяцев лишении свободы (л.д. 37-39).
Отец Арчаковой Е.Д. - Арчаков Д. умер (л.д. 9).
Согласно постановлению Администрации Ишимбайского района и г. Ишимбая ... от ... года Арчакова Е.Д., ... года года рождения устроена в Петровский детский дом (л.д. 9).
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности на Правительство РБ предоставить Арчаковой Е.Д. жилое помещение вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, поскольку Арчакова Е.Д. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечена жилым помещением, которое является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, то есть Правительства РБ.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованием закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 05.08.2011 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 05 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства РБ Калеевой Н.О. - без удовлетворения.
Председательствующий Усманова Р.Р.
Судьи Киньягулова Т.М.
Гизатуллин А.А.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка