• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 29 ноября 2012 года Дело N 33-13704/2012
 

29 ноября 2012 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абубакировой Р.Р.

судей Жерненко Е.В.

Турумтаевой Г.Я.

при участии прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

при секретаре Калимуллиной Л.Р.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г.Стерлитамак Троценко Е.А. на решение Стерлитамакского городского суда РБ от 07 августа 2012 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора г. Стерлитамак в интересах Козловой О.В. к администрации городского округа г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Козловой О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в ... РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Стерлитамак обратился в суд с исковым заявлением в интересах Козловой О.В. к администрации городского округа г. Стерлитамак о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Стерлитамак проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено, что Козловой О.В., ... года года рождения, на основании постановления главы администрации ... Республики Башкортостан №... от ... года назначен опекун Каракенова Г.А. Отец Козловой Г.А. лишен родительских прав, мать умерла.

С ... года по ... года Козлова О.В. проживала в ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения ... РБ «Социальный приют для детей и подростков».

В период с ... года по ... года год воспитывалась в ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... детский дом. ... года Козлова О.В. окончила обучение в ФГБОУ ВПО «... ....

Постановлением главы администрации ГО ... №... от ... года Козлова О.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Козлова О.В. имеет право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Стерлитамак РБ Троценко Е.А. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что в соответствии с действующим законодательством администрация городского округа г.Стерлитамак как орган местного самоуправления не наделена финансовыми средствами и материальными ресурсами по обеспечению жильем детей - сирот, к участию в деле не привлечено Правительство Республики Башкортостан, являющееся органом исполнительной власти к чьим расходным обязательствам относятся дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

Представитель администрации ГО г.Стерлитамак, Козлова О.В. на судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Козлова О.В. родилась ... года в ..., в графе «мать» указана - ФИО8, в графе «отец» - ФИО9, что следует из свидетельства о рождении серии IV-РЖ №... от ... года (л.д.9).

... года мать Козловой О.В.- ФИО8 умерла, что следует из свидетельства о смерти №... от ... года (л.д.17).

Заочным решением ... городского суда ... от ... года отец Козловой О.В.- ФИО9 лишен родительских прав в отношении дочерей ФИО10, ФИО1 (л.д.14-16).

... года отец Козловой О.В.- ФИО9 умер, что следует из свидетельства о смерти II-ИВ №... от ... года (л.д.18).

На основании постановления администрации ... РБ №... от ... года ФИО5 назначена опекуном Козловой О.В. (л.д.12).

Постановлением главы администрации ... РБ от ... года №... опекунство с ФИО5 над несовершеннолетней Козловой О.В. снято, в связи с невыполнением обязанностей по отношению к подопечной (л.д.13).

С ... года по ... года Козлова О.В. проживала в ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения ... РБ «Социальный приют для детей и подростков» (л.д.22-23).

В период с ... года по ... года год воспитывалась в ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... детский дом (л.д.21).

... года Козлова О.В. окончила обучение в ФГБОУ ВПО «... ... (л.д.11).

Постановлением главы администрации ГО г.Стерлитамак №... от ... года Козлова О.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (л.д.8,10).

Постановлением Администрации ГО г.Стерлитамак №... от ... года Козловой О.В. выделена комната, жилой площадью 13,8 кв.м., по адресу: ... по договору социального найма, где она проживает по настоящее время (л.д.7).

Козлова О.В. жилья в собственности не имеет, о чем свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Стерлитамакским городским филиалом государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» (л.д. 19, 20).

Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора г.Стерлитамак в интересах Козловой О.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предъявленные к Администрации ГО г.Стерлитамак подлежат удовлетворению.

Как правильно указал суд, обязанность обеспечения Козловой О.В. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на Администрацию городского округа город Стерлитамак РБ в связи с наделением её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно Закону Республики Башкортостан №451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», с ... года государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 марта 2012 года за № 65, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. N 200 признано утратившим силу.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что Козлова О.В., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательном учреждении, имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Администрацией ГО г.Стерлитамак в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством администрация городского округа г.Стерлитамак как орган местного самоуправления не наделена финансовыми средствами и материальными ресурсами по обеспечению жильем детей - сирот, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылка заявителя жалобы, что к участию в деле не привлечено Правительство РБ, являющееся органом исполнительной власти к чьим расходным обязательствам относятся дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, также не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на Правительство РБ, поскольку постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года №200 данная обязанность возложена на администрации муниципальных районов и городских округов, а Республика Башкортостан осуществляет лишь финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем, судебная коллегия указывает на то, что возложенная в резолютивной части решения суда на администрацию ГО г.Стерлитамак РБ обязанность по предоставлению Козловой О.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди в г.Стерлитамаке отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, может привести к затруднению исполнения судебного постановления, поскольку возлагая на администрацию ГО г.Стерлитамак РБ указанную обязанность, суду следовало указать с учетом требований указанных выше положений законодательства о необходимости предоставления детям - сиротам во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком.

Поскольку данный вопрос в решении не был разрешен судом, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной выше части и указать об обязанности администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Козловой О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в черте городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда РБ от ... года в части возложения обязанности на администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Козловой О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г.Стерлитамаке отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям изменить, изложив следующим образом.

Обязать администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан предоставить Козловой О.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Председательствующий подпись Р.Р. Абубакирова

Судьи подпись Е.В. Жерненко

подпись Г.Я. Турумтаева

Справка: судья Зиннатуллина Г.Р.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-13704/2012
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 29 ноября 2012

Поиск в тексте