СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 декабря 2011 года Дело N 33-16612/2011

г. Уфа 13 декабря 2011 года дело № 33-16612/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой З.Х.

судей Киньягуловой Т.М., Науширбановой З.А.

при секретаре Минеевой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г. Стерлитамак в интересах Битуновой А.Ю. удовлетворить частично:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Битуновой А.Ю. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

В остальной части иска - отказать.

Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Стерлитамак в интересах Битуновой А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Стерлитамак, Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в котором просит обязать ответчиков предоставить Битуновой А.Ю. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, указывая, что Битунова А.Ю. на основании постановления Администрации ГО г. Стерлитамак №... от ... года принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, с ... года по 2006 г. обучалась в муниципальной школе-интернате №... г. Стерлитамак, с ... года по ... года- г. обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональный лицей №... г. Стерлитамак. В настоящее время Битунова А.Ю. проживает в комнате в общежитии, предоставленной ей на время обучения по адресу ....

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. (доверенность от ... года) ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. (доверенность от ... года), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.1 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и не условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Решением Совета городского округа г. Уфа №13/22 от 08.06.2006 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с пп.6 п.1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Законом РБ от 28.12.2005г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В силу п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Стерлитамакского городского суда от ... года., вступившим в законную силу, Битунов Ю.Н., Битунова Л.А., лишены в отношении несовершеннолетней дочери Битуновой А.Ю. родительских прав (л.д.27-28).

Постановлением Администрации ГО г. Стерлитамак №... от ... года Битунова А.Ю. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8).

Битунова А.Ю. с ... года по ... года обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональный лицей №... г. Стерлитамак.

Также из материалов дела следует, что Битунова А.Ю. постоянного места жительства и жилья не имеет, предоставленное ей жилое помещение администрацией ГО г. Стерлитамак по договору социального найма комната по адресу ... площадью 12 кв.м., является временным до предоставления жилого помещения, что подтверждается постановлением №... от ... года (л.д. 18-19).

Согласно сообщения Министерства образования РБ №... от ... года в соответствии с Постановлением РБ №... от ... года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством образования РБ формирован сводный список /банк данных/ детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на ... года, где также указана Битунова А.Ю., включена в ежегодную заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерстве экономического развития РБ от ... года №... (л.д. 14-15).

Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу о возложении обязанности на Правительство РБ предоставить Битуновой А.Ю. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г. Стерлитамак РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, поскольку Битуновой А.Ю. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечена жилым помещением, которое является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, то есть Правительства РБ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на Администрацию ГО г. Стерлитамак не может быть возложена обязанность по предоставлению Битуновой А.Ю. жилого помещения вне очереди.

Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованием закона.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 14.09.2011 года.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 360 - 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий Осетрова З.Х.

Судьи Киньягулова Т.М.

Науширбанова З.А.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка