• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 15 декабря 2011 года Дело N 33-16747/2011
 

г. Уфа 15 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Осетровой З.Х.,

судей Киньягуловой Т.М. и Науширбановой З.А.,

с участием прокурора Турумтаевой Г.Я.,

при секретаре Абдуллиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. на решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Салаватского района Республики Башкортостан в интересах Ивановой А.Н. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ивановой А.Н., ... года года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте Салаватского района РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв. м.

В удовлетворении искового заявления прокурора Салаватского района Республики Башкортостан в интересах Ивановой А.Н. к Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Киньягуловой Т.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан

у с т а н о в и л а:

Прокурор Салаватского района РБ обратился в суд с иском в интересах Ивановой А.Н. к Правительству Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что мать Ивановой А.Н., 1992 года рождения, - Иванова Л.Г. умерла в 1993 году, отец ребенка не установлен. Иванова А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с законодательством она должна быть обеспечена жилой площадью не ниже социальных норм органом исполнительной власти по месту жительства. Однако в нарушение указанных норм по окончанию учреждения среднего профессионального образования ПУ-113 с. Малояз Ивановой А.Н. жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месяцев не предоставлено.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав Иванову А.И., согласившуюся с решением суда, представителя Правительства Республики Башкортостан - Расулову Л.И., поддержавшую жалобу, заключение прокурора Турумтаевой Г.Я., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями абзацев 4, 5 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно п. 1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007 №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. При этом Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представляют в Министерство образования Республики Башкортостан списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, и иные необходимые документы, а Министерство образования Республики Башкортостан формирует сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля и представляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот.

В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Судом установлено и из материалов дела следует, что в 1993 году умерла мать Ивановой А.Н. - Иванова Л.Г., отец Ивановой А.Н. не установлен, она осталась сиротой, над ней была назначена опека (свидетельство о смерти Ивановой Л.Г. IV-АР №... от ... года, свидетельство о рождении Ивановой А.Н. V-Б... от ... года, постановление ... РБ №... от ... года о назначении опеки над Ивановым А. и Ивановой Е.). В 2011 году Иванова А.Н. окончила Малоязовское ПУ-113. В деле отсутствуют сведения о закреплении за Ивановой А.Н. какого-либо жилья, ответчиками данное обстоятельство не оспаривалось, доказательства обратного не приведены. Более того, согласно постановлению Администрации муниципального района Салаватский район РБ №... от ... года Иванова А.Н. поставлена на учет и,

включена в список нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора в интересах Ивановой А.Н., поскольку ей в нарушение требований вышеприведенных правовых норм жилого помещения по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.

Какими-либо доказательствами факт непредставления Ивановой А.Н. жилого помещения по договору социального найма или отсутствия у нее иного жилого помещения не опровергнут.

Суд обоснованно возложил на Правительство Республики Башкортостан обязанность по внеочередному предоставлению ей жилого помещения, поскольку это является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан должно осуществляться органами местного самоуправления, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Довод жалобы о том, что суд не направил в адрес Правительства РБ документы, приложенные к иску, не является основанием к отмене решения суда. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что у Правительства РБ имелись препятствия в получении копии искового материала, ознакомлении с материалами дела, изготовлении необходимых копий документов из дела.

Нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену или изменение, по доводам кассационной жалобы не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Салаватского районного суда Республики Башкортостан от 10 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан - Султанбековой А.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий З.Х. Осетрова

Судьи Т.М. Киньягулова

З.А. Науширбанова

Справка: судья Вахитова Г.Д.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-16747/2011
Принявший орган: Верховный суд Республики Башкортостан
Дата принятия: 15 декабря 2011

Поиск в тексте